Флот «Енисейского речного пароходства» успешно заканчивает сложную навигацию.
В навигацию 2022 года Енисейское речное пароходство перевезло 3,7 млн тонн грузов при плане в 3,4 млн, что на 32% больше, чем в 2021 году. И это при экстремальном маловодье!
«Что уровни воды будут понижены, мы узнали примерно 6 июля, в самый разгар навигации, - рассказывает генеральный директор «Норникель-ЕРП» Ольга Ксанф.
– Первое, что мы сделали, - быстро отправили уже накопленный груз, который находился на тот момент в Красноярском порту. Мы также очень быстро отгрузили тяжёлый инертный груз, который было бы невозможно вывезти при низких уровнях воды. Второе решение – перераспределили весь тяжёлый груз, который планировали получать до конца навигации, с Красноярского на Лесосибирский порт. И третье – вывели весь крупнотоннажный флот за пределы участка с пониженным уровнем воды. Мы организовали работу так, что из Красноярска до Лесосибирска работал мелкотоннажный флот, а там груз перегружали на крупнотоннажный флот и везли в точки назначения».
Чтобы не загружать инфраструктуру Лесосибирского порта, которому и так пришлось увеличивать сверх обычного объём перевалки грузов, перегрузку с малых судов, пришедших из Красноярска, на крупные, которые ходили до Дудинки, зачастую осуществляли прямо на рейде. Некоторые теплоходы грузили в Красноярском порту лишь частично, чтобы они могли пройти Казачинский порог, а в Лесосибирском порту догружали «по полной».
Именно так работал сухогруз «Кострома», который на днях закончил навигацию и пришёл на зимовку в Красноярский судоремонтный центр. Впрочем, и этому теплоходу, и его команде работать «по малой воде» не внове – каждый год в начале навигации они доставляют в рамках северного завоза грузы на притоки Енисея, которые проходимы для крупных судов (а у «Костромы» длина без малого 90 метров и осадка в полном грузу 2,5 метра) буквально считанные дни во время весеннего паводка. В этом году они успели в мае доставить по Подкаменной Тунгуске груз в Куюмбу (Эвенкия).
«Как-то на Подкаменной Тунгуске лет 6-8 назад во время северного завоза в начале навигации вода неожиданно упала, - вспоминает капитан-механик теплохода «Кострома» Николай Шарапов.
– Глубины на фарватере были почти такие же, как наша осадка, но мы смогли доставить груз до Ванавары (Эвенкия) и вернуться на Енисей. Притоки у нас коварные, их надо знать. Бывает течение сильное, теплоход практически останавливается, тогда надо переваливать к другому берегу и в то же время не сесть на камни».
Точности ради, надо сказать, что в момент описанных событий Николай Валерьевич был капитаном чуть меньшего сухогруза ГТ-11, который также является завсегдатаем трудных северных рек.
Экстремальные условия эксплуатации требуют пристального внимания к техническому состоянию судов. Тем более, что средний возраст самоходного флота в Енисейском пароходстве солидный. Например, «Костроме», построенной на Красноярском судостроительном заводе вместе с 12-ю такими же систершипами, уже 53 года. Дополнительную сложность в эксплуатации и ремонте представляет то, что в «Енисейском речном пароходстве» немало судов, построенных в бывших соцстранах: Болгарии, Венгрии, Чехословакии, ГДР. Многих предприятий-изготовителей уже просто нет.
«Дизели главных силовых установок приобретаем в Китае, а вспомогательные двигатели – в Твери и в Омске: СД-240 – очень хорошая модель, они у нас сейчас почти на всех судах установлены, - поясняет заместитель директора по флоту Красноярского судоремонтного центра Пётр Репьёв.
– После того, как судно заходит к нам, у команды есть 6-7 дней на разоружение, т.е. перевод судна в зимовочное состояние. Потом команда уходит в отпуск и в отгулы, которые накапливаются за навигацию, когда речники работают без выходных. Если судно нуждается в большом ремонте (замена двигателей, ремонт движительно-рулевого комплекса, корпуса, либо каких-то механизмов), часть команды вызывают на работу, компенсируют неиспользованные отгулы и включают в состав ремонтной бригады специалистов КСЦ. Все эти работы контролирует капитан».
«Енисейское речное пароходство» не только исправно ремонтирует флот, но и строит новые суда, реконструирует действующие. На подготовку судов к навигации 2022 года предприятие затратило свыше 700 млн рублей. В том числе расширен морской флот: переоборудованы для присвоения морского класса «М-ПР» три буксира и одна баржа, что позволит им выходить в прибрежные морские воды. Ещё четыре баржи грузоподъемностью по 3 тысячи тонн переклассифицированы в разряд «М». Это позволит эксплуатировать суда при любой погоде, в том числе при волне высотой 3 метра и скорости ветра до 24 м/с. Помимо этого, партия из 10 барж морского класса была заказана на Самусьском судостроительно-судоремонтном заводе. Две из них уже построены и пришли на Енисей.
«В этом году основным нашим маршрутом была линия «Красноярск – Дудинка». Очень сильно вырос объём грузов в Норильский промышленный район. Это реализация крупных инвестиционных проектов «Норникеля»: «Серная программа», реконструкция города Норильск, - уточняет гендиректор ЕРП Ольга Ксанф.
– Но параллельно очень сильно возросла потребность в доставке грузов по Енисейскому заливу Карского моря. В этом направлении мы тоже работаем. Морской класс судов делаем для того, чтобы быть универсальными и мобильными, мы готовы перестраиваться на различные маршруты».
Речники вернулись домой «зимовать». В один только Красноярский судоремонтный центр пришли на сезонный отстой более 180 судов: сухогрузные, нефтеналивные, буксировщики, суда вспомогательного флота, без которых на реке тоже никак не обойтись. Это суда не только «Енисейского речного пароходства», но и других судовладельцев.
Скоро активное движение в акватории КСЦ прекратится. Но это ненадолго. Потому что, как говорит только что вернувшийся в Красноярск с Ванкора улыбчивый старший механик – командир плавкрана Алексей Ларченко:
«В мае ушли, в ноябре пришли. Зимой – отпуск, а когда он заканчивается, выходим готовить судно к следующей навигации. И так 14 лет. Сначала романтика была, а сейчас уже привычка: снег растаял – охота обратно на севера…»
И как-то невольно всплыли в памяти строки из песни Владимира Высоцкого:
Корабли постоят и ложатся на курс,
Но они возвращаются сквозь непогоды.
Не пройдет и полгода — и я появлюсь,
Чтобы снова уйти, чтобы снова уйти на полгода…