Герои статьи – уникальный пример преданности профессии и традициям. За вековой стаж своей работы на Красноярской ГЭС компании Эн+ представители этой семьи не только накопили богатый опыт, но внесли значительный вклад в развитие энергетической отрасли региона. Их история – о преемственности, любви к выбранному делу и безудержной энергии.
Первые шаги
Как вы думаете, какой энергией и смелостью нужно обладать, чтобы в 25 лет «с одним чемоданом» отправиться через полстраны в далекую и незнакомую Сибирь? Именно так 55 лет назад поступила молодая семья из Брянской области – Александра и Надежда Семёновы. И не в составе популярных тогда комсомольских десантов, а самостоятельно, рассчитывая остановиться у родственницы в посёлке Усть-Мана Красноярского края.
В родном городе Александр Семёнов получил необходимую специальность и работал электриком на местном заводе, поэтому молодого, но опытного специалиста быстро взяли слесарем в электротехнический цех Красноярской ГЭС. Трудился наряду с обучением – практически сразу наш герой поступил на заочное отделение Красноярского политехнического института. В 1971 году Александр стал мастером, затем инженером производственно-технического отдела, который позже и возглавил.
Александр Сергеевич с сотрудниками отдела
Вскоре в молодой семье родилась долгожданная дочь. В 1972 году Надежду приняли на гидроэлектростанцию электрослесарем. Тем временем Семёновы обзавелись собственным жильем – это была квартира в двухэтажном деревянном доме, который сохранился до сих пор. Из него в современную 3-комнатную квартиру семья перебралась в 1980 году.
ГЭС – школа жизни
Историю, которую мне рассказала представитель следующего поколения работников Красноярской ГЭС из семьи Семёновых, Елена Рахманина, сегодня просто невозможно повторить! В конце 70-х «выпускница» детсада и будущая первоклассница сама (!) одна (!!) приехала на станцию и её пропустили (!!!)
«В конце весны старших детей выпускали из садика, и до школы они целое лето были свободны – с родителями или ещё с кем-то. В тот момент бабушка уехала проведать других детей и внуков, - вспоминает Елена.
– И вот – лето, мама уходит на работу, а мне дома одной было как-то страшновато. Я следом за мамой пошла во двор, играть в песочницу. А обедать? Мама говорит: «Ты можешь к нам приехать пообедать, я тебя там встречу». Автобус «единичка» ходил тогда прямо до станции, разворачивался у панно с изображением Ленина. Я надела красивое жёлтое платье и поехала. Только автобус вывернул у памятника с самосвалом, я увидела ГЭС и решила, что мне пора выходить. Это потом я узнала, что надо было дальше ехать. Иду и думаю: «Наверное, можно было подождать следующий автобус, но в руке всего 6 копеек на обратную дорогу! Вдруг меня на ГЭС никто не встретит?»
А мама меня уже потеряла. Она приезжала на обед с ОРУ-500 (открытое распределительное устройство напряжением 500 киловольт), которое на левом берегу находится. Ждёт, автобус пришёл, а меня нет! Говорят – вышла раньше. Она пошла мне навстречу, потом привела меня в столовую. Я такая гордая, самостоятельная – и тут мне какой-то мужчина (как я теперь понимаю – в шутку) говорит: «Ну, вот пришла нас тут объедать». Я так расстроилась! Я, такая маленькая, а уже сама смогла добраться так далеко, так устала – а мне такое говорят! В общем, больше на обед к маме на работу я не просилась…»
Вообще в советское время (да, наверное, в какой-то мере и сейчас) Красноярская ГЭС была культовым местом для дивногорской ребятни. Здесь, например, принимали в пионеры. Лена хотела, чтобы её приняли в пионеры в день рождения Ленина рядом с гигантским его изображением на здании станции, но её, как одну из лучших учениц приняли в пионеры в феврале в числе первых в классе. Пришлось ехать на ГЭС ещё раз, уже 22 апреля, когда в пионеры принимали других одноклассников.
И стар, и млад
Тем временем, после рождения ещё одной дочки Надежда Семёнова перешла на работу в химлабораторию. Задача её работников – контроль качества и состава масла, которое применяют в трансформаторах, и других материалов.
Надежда Васильевна в лаборатории
В мае 2025 года Надежда Васильевна вместе с другими ветеранами Красноярской ГЭС побывала на станции и восхищалась, какое совершенное и современное теперь здесь оборудование – просто сказка!
А дома, кроме родителей и детей в конце 70-х жила ещё и бабушка Анна Сергеевна Левшина. Вообще-то она приехала водиться с внучками, но к 1981 году старшая уже ходила в школу, а младшую определили в детский сад. Анна Сергеевна же не захотела наслаждаться «заслуженным отдыхом» пенсионерки и устроилась… в охрану станции, которая входила в штат Красноярской ГЭС. Так на станции появился третий, самый старший представитель семьи Семёновых.
Анна Сергеевна Левшина
А вскоре на ГЭС пришла и Елена, самый младший (на тот момент) работник из этой семьи.
«В гидротехническом цехе было зелёное хозяйство, возглавлял его Георгий Владимирович Кирпатовский. Это был легендарный человек! Он нашёл где-то в Манских горах и высадил аккуратными полосочками на территории станции красивые цветы. Георгий Владимирович также известен как один из создателей городского дендрария, - рассказывает Елена Рахманина.
– В это зелёное хозяйство мы и устроились 14-летними школьницами в период летних каникул. Работали мы по 4 часа в день. Гордая, со своей первой зарплатой в 70 рублей я уговорила маму пойти вместе со мной в магазин и купить мне именно те сапоги, которые мне нравились!»
Тогда же, ещё в школе, Елена решила, что хочет работать на Красноярской ГЭС, как и родители, но не энергетиком, а строителем – благо собственных сооружений, которые надо возводить и содержать, на станции предостаточно. Выбор специализации определила и страсть девочки к черчению (школьный предмет и навык, практически утраченный современными школьниками и конструкторами). Но и в годы учёбы в вузе связь с Красноярской ГЭС не прекращалась: летом после 2-го и 3-го курса Лена проходила на станции практику и работала штукатуром-маляром, а после 4-го – осваивала уже реально будущую работу в отделе капитального строительства (ОКС) станции. Там практикантке сказали, что будут ждать её прихода на следующий год на постоянную работу после получения диплома. Так и случилось.
На все руки…
«У вас два высших образования. Второе – экономист. А работаете по-прежнему инженером. Почему, зачем вам это и для чего?» - спрашиваю я.
«Просто, когда я работала в ОКСе, у нас был строительный участок, который выполнял работы, а мы их принимали. На тот момент в Дивногорске строили дома для наших работников. Нам надо было подписывать акты выполнения работ в конце месяца, проверять материалы, расход и всё остальное. У нас в отделе был человек, который занимался конкретно сметами, но мне было интересно и это освоить. Тем более, что, уже имея высшее образование, мне учиться надо было всего два года. Это было полезно в рамках основной работы, - поясняет Елена Александровна.
– Я и сейчас контролирую и принимаю работы подрядчиков, только теперь мы не ОКС, а служба эксплуатации зданий и сооружений в гидротехническом цехе. В сфере нашей ответственности теперь только объекты на территории станции».
Надо сказать, Елена Рахманина – человек невероятно разносторонний.
Во-первых – спортивный. Наверное, это у неё от отца. Александр Сергеевич очень любил настольный теннис и часто играл за Красноярскую ГЭС на городских соревнованиях. Лена в школьные годы участвовала в соревнованиях по ориентированию, лыжам, многоборью. Сейчас она с коллегами защищает спортивную честь станции на соревнованиях по целому ряду дисциплин вплоть до экзотического кёрлинга. По итогам 2023-го и 2024-го годов она дважды была удостоена звания «Лучшая спортсменка Красноярской ГЭС».
Во-вторых – производственно-ответственный. Елена Александровна возглавляет Рабочий совет и санитарную дружину на Красноярской ГЭС.
В Рабочий совет входят 15 представителей разных цехов станции, они могут выносить на обсуждение темы, которые волнуют людей: социальные проблемы, производственные вопросы, предложения по улучшению производства и его условий, а также получать финансирование на свои инициативы.
Например, из последнего – с учётом пожеланий сотрудников скорректирована схема движения в Дивногорске служебного автотранспорта для доставки людей на работу и домой.
В-третьих – общественно-неравнодушный. Елена Рахманина – волонтёр со стажем. Мы и познакомились первоначально в августе 2025-го
на экологической акции РУСАЛа и Эн+ «Заповедное волонтёрство» в национальном парке «Красноярские Столбы». Тогда Елена Александровна вместе с коллегами-волонтёрами обустраивала для туристов безопасную тропу на маршруте «Легенды Такмака».
«Есть надежда, что ваши дети продолжат династию работников Красноярской ГЭС?» - интересуюсь я.
«Не знаю, - отвечает Елена Рахманина.
– Младший пока в 9-м классе. А старший сейчас в Росгвардии, но… охраняет Красноярскую ГЭС».
Беседовал Андрей Кузнецов