Красноярск: пробки 1
Прощание с легендой

Прощание с легендой

Модернизировать нельзя закрыть

«Грязное, устаревшее, потому и закрываем», - уже неоднократно поясняло руководство компании «Норникель» свое решение остановить Никелевый завод. Но до сих пор многие задаются вопросом: неужели нельзя было его модернизировать?

«Нельзя. Это было очень сложное, но взвешенное и совершенно необходимое решение, - пояснял в своем последнем интервью изданию Lenta.ru руководитель Заполярного филиала «Норникеля» Александр Рюмин. -  Вопрос о закрытии Никелевого завода стоял давно. Мы были к этому готовы, но звезды все как-то не сходились».

В результате все же решили обновлять, но вот не один завод, а никелевое производство в целом. Еще три года назад началась разработка комплексной программы модернизации, где омоложение, повышение производительности и экологичности были обозначены в качестве приоритета, а закрытие завода — в качестве основного шага для достижения поставленных целей.

«На данном этапе модернизация никелевого производства — это наша основная стратегическая задача. Закрытие Никелевого завода не только повысит эффективность металлургического передела, но и значительно улучшит экологическую обстановку в Норильске. А за счет развития других предприятий удастся избежать потери мощности и объема производства», - говорит Рюмин.

В качестве приемников Никелевого выступят Надеждинский металлургический завод, Кольская ГМК и Norilsk Nickel Harjavalta. «Надежда» возьмет на себя плавку всей руды Заполярного филиала. Кольская ГМК и Norilsk Nickel Harjavalta (Финляндия) займутся производством электролитного никеля.

В цифрах о перераспределении производственной деятельности писал «Коммерсант». По данным издания, Кольская ГМК и Norilsk Nickel Harjavalta сегодня недозагружены, поэтому дополнительный объем не окажется в тягость. Например, NNH работает на 50% от возможного, выпуская 30–35 тыс. т никеля. А когда Надеждинский возьмет на себя переработку концентрата, производимого на Талнахской обогатительной фабрике, его мощности вырастут с 1,85 млн т до 2,4 млн т в год.

На Никелевом на сегодня уже закрыта большая часть цехов. 27 июня были остановлены основные из них — плавильный и обжиговый. За две недели до этого — агломерационный цех.

Что будет дальше?

План компании перенести производство электролитного никеля за пределы Таймыра оставляет за собой не меньше вопросов, чем само решение о закрытии Никелевого завода. Доставка файнштейна в огромных объемах из Заполярья на материк кажется, на первый взгляд, непосильной задачей. Но как поясняет Александр Рюмин, для компании это давно решенный вопрос.

«В распоряжении «Норникеля» имеется собственный арктический транспортный флот усиленного ледового класса. Он состоит из пяти дизель-электроходов и танкера «Енисей». Технические возможности этих судов позволяют преодолевать арктические льды толщиной до 1,5 метров без сопровождения ледоколов и вести круглогодичную навигацию. Ими уже перевезено 17 миллионов 300 тысяч тонн грузов. Этих судов нам пока вполне хватает», - говорит директор Заполярного филиала.

Но не производством единым. Все же основная цель остановки завода в Норильске — улучшение экологической обстановки, и здесь планы компании не менее масштабны. Несмотря на то, что остальные крупнейшие предприятия Заполярного филиала, в отличие от Никелевого завода, расположены за пределами жилой зоны, там также ведется работа по повышению экологической безопасности. Условно проекты называются «серными», поскольку нацелены на снижение выбросов серы на Надеждинском и Медном заводах.

«Для того чтобы решить «серный вопрос» радикально, на Надеждинском заводе, куда переведут конвертирование и плавку с Медного завода, будет реализован комплексный проект по утилизации диоксида серы и проведена реконфигурация переделов медной цепочки. Ожидаемый эффект - четырехкратное снижение выбросов диоксида серы от текущих уровней», - комментирует Александр Рюмин.

Люди и город

Многие уже охарактеризовали проект закрытия Никелевого завода как беспрецедентный. В первую очередь это связано с масштабами проделанной работы в сфере трудоустройства более двух тысяч работников предприятия.

«Такого масштабного и сложного закрытия никогда в России еще не было, и опыта подобной работы у нас не было, - отметил в беседе с «Коммерсантом» заместитель директора по персоналу заполярного филиала «Норникеля» Андрей Гришин. - Думали, что 80% работников Никелевого завода захотят уехать на материк. Провели опрос. Оказалось, 85% хотят остаться работать в Норильске».

Уехать же решили чуть более 560 человек — работающие пенсионеры, либо те, кому до пенсии осталось всего ничего. Для них была разработана специальная программа «Ветеран металлургического производства», по которой работнику разом выплачивается 10–12 окладов, в зависимости от стажа.

«Кроме того, мы оплачиваем им грузовые контейнеры «на материк». В целом такая ситуация не застала нас врасплох. Ежегодно на предприятия «Норникеля» приходят три-четыре тысячи новых рабочих и столько же увольняется. Но по отрицательным причинам увольняется очень мало людей. В основном уходят те, кто уже отработал свое», - рассказывает Александр Рюмин.

Остальных сотрудников компания перераспределяет на другие предприятия, обеспечивая возможность в случае необходимости получить новую специальность. Эта деятельность «Норникеля» была высоко оценена руководством Норильска.

«На Никелевом заводе работали 2,5 тыс. человек, судьба которых нас очень беспокоила, - комментировал в интервью «Коммерсанту» глава Норильска Олег Курилов. - Но то, как компания подошла к решению этого вопроса, нас полностью удовлетворило. Все люди, которые после закрытия предприятия пожелали остаться в Норильске, а это более 80% работников завода, были трудоустроены. Кто-то пошел работать на Надеждинский металлургический комбинат, кто-то на Медный завод, кто-то за счет компании освоил новую профессию».

Улучшение экологической обстановки, создание возможностей для работы на родном предприятии — все это шаги на пути к более глобальной цели — сделать жизнь в самом северном городе страны максимально комфортной.

«И проектов у нас много, - добавляет Александр Рюмин. - Собственно, это даже не проекты, а текущая работа в разных направлениях. В 2013 году «Норникель» построил в городе два детских садика по 300 мест каждый и отдал их городу. Модернизировали стадион «Заполярник». С этого года наша команда по мини-футболу - «Норильский никель» - будет постоянно жить в городе: тренеры, менеджеры, футболисты будут учить наших детей играть в футбол. На стадионе построим многофункциональный ФОК, выделяем на это 400 миллионов рублей. В течение трех лет в летний период будем ремонтировать взлетно-посадочную полосу и комплекс аэропорта Норильск. Через три года у нас будут Boeing 757 садиться. Оптико-волоконный интернет тянем».

Желание компании работать на перспективу более чем объяснимо. На Таймыре уже открыты месторождения никеля на 2 миллиарда тонн руды. В 15 километрах от Норильска расположено Масловское месторождение, в 30 километрах — Талнахское. Изучен Таймыр при этом с точки зрения геологии всего на 15 процентов, а значит планировать развитие металлургической отрасли в России можно на сотни лет вперед.

Кристина Иванова

Фото: http://nordroden.livejournal.com/140755.html

Подпишитесь:

Возврат к списку



Материалы по теме:

Сайт использует файлы cookie, обрабатываемые вашим браузером. Подробнее об этом вы можете узнать в Политике cookie.
ПринятьНастроитьОтклонить