Реальные денежные доходы населения Красноярского края к 2030 году увеличатся в 1,6 раза.
Ежегодный прирост ВВП сложится на уровне 3,5%. Рост производительности труда будет составлять от четырех до восьми процентов в год. Общий коэффициент смертности в крае сократится на 30%, а количество жителей приблизится к трем миллионам человек. Таковы основные параметры, заложенные в проекте Стратегии социально-экономического развития края до 2030 года. Насколько эти планы реалистичны? Мнения экспертов — в материале далее.
На первый план в СЭР выходит не экономический потенциал, а человеческий капитал, подчеркивает зампредседателя правительства региона Виктор Зубарев. По его словам, в основу документа легли три ключевых идеи: самореализация, благосостояние и комфортная среда для жизни. В центре внимания оказывается не производство, а качество жизни.
«Основным принципом политики долгосрочного развития является приоритет социальных интересов. Сегодня мы имеем такую тенденцию, что кадровый потенциал в крае огромный, но капитализация происходит в других субъектах. Нам предстоит изменить сложившуюся ситуацию. Прирост населения и приток в край молодежи может обеспечить только высокое качество жизни».
В данном контексте особенно важную роль играет реализация крупных проектов здравоохранения. В частности, запланировано строительство Центра протонной терапии. Эти факторы должны способствовать увеличению средней продолжительности жизни к 2030 году до 77 лет.
Предполагается, что локомотивом нового экономического роста станет машиностроение. Но максимальный вклад в экономику региона будет по-прежнему обеспечиваться за счет добывающих отраслей, металлургии и энергетики. Объем нефтедобычи к 2030 году увеличится вдвое — до 40 млн тонн. Немаловажно и то, что современные производства должны быть экологически безопасными.
Однако, по мнению депутата Заксобрания края Артем Черных, формирование благоприятной среды возможно только при жестком контроле со стороны правительства региона. Сегодня, по его словам, в крае с нарушением экологического законодательства работает каждое второе сельхозпредприятие.
«Я придерживаюсь мнения, что нет нерешаемых задач. Если правительство реально примет ряд жестких мер в отношении тех предприятий, которые сегодня существуют или могут появиться в перспективе на территории края, многое из того, что написано - реально сделать. Не скажу, конечно, что идеальные условия получится создать, так как в некоторых случаях это в принципе невозможно. Сегодня используются абсолютно устаревшие технологии, а система обращения с промышленными отходами в принципе не сформирована. Допустим на Кузбассе для создания системы обращения с промышленными отходами изменили структуру органов исполнительной власти. У нас в крае за это никто не отвечает», - комментирует парламентарий.
Большое внимание в Стратегии уделяется развитию агропромышленного комплекса края. Конечно, перспективы вырисовываются заманчивые, говорит депутат Заксобрания, руководитель одного из агропредприятий Роман Гольдман. Однако сейчас камнем преткновения в развитии сельского хозяйства является отсутствие приемлемых условий кредитования, а без денег о высоких показателях можно только мечтать.
«Написано хорошо, но непонятно, кто и из каких источников будет это все финансировать. У любого проекта должны быть три составляющие: инициатор, помощь государства, в данном случае Минсельхоза, и деньги. Так вот с деньгами все не просто плохо, а очень плохо. Банки не кредитуют фермеров, это наносит непоправимый удар. Мое мнение: будущее рисуется из настоящего. С учетом текущих тенденций, я не могу себе представить, что все будет так, как говорится в Стратегии. Для развития нужны технологии, техник и средства производства. Стратегия хорошая, все классно, но исходя из того, как финансируются сельхозпроекты, сделать что-либо будет очень сложно».
Советник губернатора края, председатель краевого Союза промышленников и предпринимателей Михаил Васильев подчеркивает, что планы по развитию региона, изложенные в Стратегии, — умеренно оптимистичные. По его словам, сейчас разрабатывается перечень документов, в которых прописаны конкретные действия по достижению заданных показателей.
«Стратегия — это направление и скорость движения, которые позволяют более эффективно тратить многообразные ресурсы. В крае уже создан серьезный промышленный комплекс, горно-добывающие отрасли представлены практически всей номенклатурой, у нас мощный строительный комплекс, развито сельское хозяйство. Эти сферы деятельности генерируют большое количество, в том числе, и налоговых ресурсов. С другой стороны, мы ощущаем интерес инвесторов к региону. Прежде всего, к ресурсному потенциалу. Этот интерес будет сохраняться, поскольку и нефтедобыча, и газодобыча интересна не только российским, но и иностранным представителям. Мы полагаем, что Красноярский край, как развивающейся регион, будет претендовать на привлечение федеральных средств. Как экономический субъект наш регион крепко стоит на ногах и возможности для дальнейшего развития точно есть», - такое мнение в беседе с 1-LINE выразил Михаил Васильев.
Добавим, проект Стратегии социально-экономического развития региона до 2030 года в ближайшее время будет передан на рассмотрение депутатам Законодательного собрания края.
Татьяна Стрельцова
Подпишитесь: