Красноярску пока далеко до города высокой культуры.
Новость о том, что краевая власть выделила 16 миллионов рублей на установку в сквере на Копылова памятника первому губернатору Енисейской губернии Александру Степанову, сильно возбудила часть так называемых неравнодушных горожан, которые любят рвать рубашку на груди в борьбе за общее благо. Правда, в основном почему-то в социальных сетях. Эти «неравнодушные» красноярцы практически хором с разной степенью убедительности выступили против установки монумента.
Их аргументы, правда, особой глубиной не блещут. Да как «такие-сякие» чиновники смеют в столь тяжелый для Отчизны момент тратить деньги налогоплательщиков на какой-то монумент размером с трехэтажный дом? Лучше бы дороги отремонтировали и порядок на набережной навели! И вообще – кто такой этот Степанов?! Да о нем 99,99 % красноярцев никогда не слышали! И ведь правда – не слышали! Не поспоришь. Вот только может ли дремучее невежество значительной части наших земляков быть убедительным доводом против установки памятника выдающемуся (без всяких преувеличений) историческому деятелю? Мое личное мнение – нет и нет!
Уверен, многие проблемы нашего городского социума были бы сняты с повестки дня, если бы мы внимательней относились к своему прошлому. И не только в масштабах страны, но, прежде всего, края и города. Здесь мы могли бы найти объединяющий красноярцев знаменатель, фундамент согласия, которого сегодня явно не хватает городу, погрязшему в мелких и крупным склоках. Но здесь всё пока, увы, по Пушкину, – «мы ленивы и нелюбопытны». И сэкономив на памятнике 16 миллионов рублей, увы, город вы счастливее не сделаете…
Крайне жестко эту проблему недавно обозначил известный красноярский ученый Владимир Дацышен в статье «Красноярск равнодушен к своей истории. Доказательства?», опубликованной в газете «Сибирский форум». В ней он назвал десятки блестящих имен, которыми должен гордиться наш регион, но о которых на берегах Енисея помнят единицы. Глава Сибирского правительства Петр Вологодский, герой Великой Отечественной войны Михаил Юшков, который повторивший подвиг Александра Матросова, купец Петр Кузнецов, благодаря усилиям которого Россия получила приамурские земли и много других, увы, забытых неблагодарными потомками имен можно найти в этом материале…
Дацышен совершенно справедливо ставит вопрос, почему мы уподобляемся манкуртам, «иванам не помнящим родство»? Безусловно, речь не только в том, что красноярцы могли бы назвать именами своих забытых героев улицы и площади или установить им памятники и стелы. Нужно не только ставить памятники, но и выкорчевывать невежество с помощью широкомасштабных краеведческих проектов в красноярских СМИ, в школах и вузах, в библиотеках и ДК. В июне об этом наконец-то сказал мэр Красноярска Эдхам Акбулатов в выступлении, посвященном Дню города. Но слов уже мало, пора их воплощать в дела.
И давайте начнем хотя бы с установки в Красноярске памятника Александру Петровичу Степанову – участнику Отечественной войны 1812 года, автору книги «Описание Енисейской губернии» (1833), за которую царь Николай I подарил Степанову бриллиантовый перстень, человеку, благодаря которому хакасы получили права кочевых инородцев. При нем в Красноярске появились аптека, больница, городской сад, библиотека, богадельни и много других новшеств, которые дали развитию региона огромный импульс. Кстати, в свое время память Степанова в краевом центре увековечили, назвав в честь первого енисейского губернатора переулок. Правда, после октябрьского переворота 1917 года большевики переименовали этот переулок в ул. Диктатуры пролетариата...
Пора уже возвращать долги своим предкам.
Александр Чернявский
Подпишитесь: