В Красноярском филиале Финансового университета при Правительстве РФ состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Социально-экономический ландшафт региона: развитие и логистические трансформации», приуроченная к 105-летию университета.
«Социально-экономический ландшафт региона» – это общий девиз уже традиционных всероссийских научно-практических конференций, которые проводит Красноярский филиал Финуниверситета. Но у каждой такой конференции есть своя специализация. Нынешний акцент на логистике связан с открытием новой специальности.
«Именно сейчас мы переживаем совершенно уникальный период в развитии страны, в переформатировании всего мирового порядка, когда меняются и создаются новые торговые пути. А когда возникает новое, как раз и появляется потребность в молодых специалистах, которые способны проложить абсолютно новые пути в развитии российской экономики, региональной экономики», - отметил во вступительном слове директор Красноярского филиала Финуниверситета при Правительстве России Павел Клачков.
Студенты представляли свои научные работы и общались с экспертами в ходе работы тематических секций «Экономика и управление: опыт прошлого и современные тенденции», «Логистика: теория и практика в условиях трансформации», «Новые вызовы XXI века: исторические предпосылки и прогнозы развития», а также круглого стола «Логистическая трансформация Красноярского края». Все эти площадки предваряло большое пленарное заседание, на котором с докладами выступили приглашённые гости.
Интеллект и патриотизм – искусственный и естественный
Философский, а не механистический или IT-взгляд на перспективы «думающих машин» в экономике России продемонстрировала в обширном выступлении руководитель по учебной работе Института Севера и Арктики Сибирского федерального университета, доктор философских наук, профессор Наталья Копцева.
«Российская Федерация какое-то время искала свою стратегию, своё будущее. Сегодня видно, что это будущее имеет какие-то очень чёткие запланированные контуры. Страна хочет войти в ближайшее время в пятёрку крупнейших технологических держав мира. И, в общем-то, мы тоже первыми, как обычно – Россия впереди, страна, нация фронтира – решаем очень сложную задачу подготовить людей, которые бы понимали, что будущее невозможно без новых сверхсовременных технологий, но при этом эти люди должны быть патриотами России, - представила своё видение государственной задачи в образовании Наталья Петровна.
– Такое соединение техно-футуризма, построенного на супертехнологиях, и одновременно, чтобы люди, которые строили бы эти технологии, были бы патриотами России. Мы крайне заинтересованы в том, чтобы молодые талантливые люди оставались здесь именно вот с таким настроем: сделать свою страну самой великой, самой развитой и одновременно самой любимой, чтобы они её считали, самой прекрасной страной в мире – это большая серьёзная задача».
Если задача технологического и экономического развития страны для будущих молодых специалистов выглядит естественной (в том числе с использованием искусственного интеллекта), что само по себе является патриотизмом, то тезис философа Натальи Копцевой о необходимости «готовить патриотов» мне показался в чём-то даже обидным для современной молодёжи. Неужели представители старшего поколения всерьёз считают, что сегодня студенты в России без «искусственного» обучения «естественным образом» являются «по умолчанию» антипатриотами? А, может быть, у «отцов и детей» просто традиционно различные взгляды, в том числе на патриотизм, и более естественна задача достичь понимания и сблизить позиции? Любить родину «вместе», а не «вместо»? Ведь именно о таком «союзе», правда, в сфере искусственного и естественного интеллектов Наталья Петровна говорила в своём выступлении, рассказывая о коллаборативных роботах (коботах).
64% мирового богатства – это человеческий капитал
Эту информацию озвучила в своём выступлении на пленарном заседании директор Российского общества «Знание» в Красноярском крае Ирина Багдасарьян. Невольно начинаешь гордиться за всё человечество! Но что такое этот самый человеческий капитал? Из чего он состоит и как его измерить?
Ирина Сергеевна так представила участникам конференции в КрасФине структуру человеческого капитала:
макроуровень – национальный,
мезоуровень – корпоративный и
микроуровень – индивидуальный.
«Из чего состоит национальный капитал? Это, конечно же, здоровье людей, это, конечно, профессиональная подготовка кадров на национальном уровне. Управленческий (корпоративный) капитал – это люди, владеющие компетенциями, готовые и способные принимать стратегические решения, управлять организациями и компаниями и вносить свой вклад в развитие государства. Ну и мы с вами: индивидуальный интеллектуальный капитал – капитал здоровья, культурно-нравственный капитал, предпринимательский капитал, наше с вами видение мира, кем мы хотим быть, кем мы себя видим, какие у нас цели для собственного развития и развития страны».
Сегодня Россия занимает 52-е место в мире по индексу человеческого капитала. Тройка перед нами – Черногория, Кувейт и Бруней, тройка после нас – Румыния, Оман и Багамские острова. Среди 174 стран 52-е место в мире – это где-то посередине мирового рейтинга. ТОП стран с высоким индексом: Швейцария, Норвегия, Исландия. А ТОП стран с самым низким индексом: Южный Судан, Чад и Нигер.
В России существует национальная система квалификации, как совокупность механизмов правового и институционального регулирования квалификации работников со стороны рынка труда и системы образования и обучения.
«Национальная рамка квалификации в России состоит из 9 уровней. Если мы говорим об уровне среднего профобразования (СПО), то это 4-5-й квалификационный уровень. Т.е работодатель понимает, что вы владеете рядом компетенций, готовы и способны быть отличными исполнителями, - пояснила Ирина Багдасарьян.
– 6-й квалификационный уровень – бакалавриат в университете. Это специалисты, готовые и способные быть исполнителями и генерировать ряд идей, которые могут лечь в основу стратегического управления организацией. 7-й квалификационный уровень – магистерская подготовка. Это люди, способные не только генерировать идеи, но и готоые принимать управленческие решения, быть руководителями. Если мы говорим об уровне аспирантуры, это уже 8-9 уровень. Чем выше человеческий потенциал, который переходит в капитал, тем успешнее организация на рынке труда, тем она более узнаваемая, более состоятельная, готовая и способная к новым технологиям и инновациям».
Ирина Сергеевна также рассказала участникам научно-практической конференции о внедрении в России национальной независимой оценки квалификации. Предполагается, что неважно, где вы обучались и чему, но, если вы успешно сдали экзамен независимой оценки компетенции, то можете занимать тот или иной уровень и должность в организации. А это – профессиональное продвижение, справедливое ожидание роста зарплаты, конкурентоспособность на рынке труда, получение целевого образования, обучения, трудоустройства на современные предприятия и повышение уровня мобильности на региональном (и не только) рынке труда.
Нелогичность политики объясняет логистика
Самым информационно насыщенным «на пленарке» стало выступление заместителя начальника Красноярской железной дороги по взаимодействию с органами власти Льва Ткачёва. Оно оказалось, пожалуй, и самым интересным в преддверии первого набора в 2024 году Красноярским филиалом Финансового университета студентов на специальность «Логистика».
«Вам будут рассказывать о 2PL-логистике, 3PL-логистике, 4PL-логистике. Кто-нибудь слышал такие термины? – обратился Лев Викторович к залу.
– 2PL-логистика – это самый простой вариант, когда я, как перевозчик, беру на себя обязательство доставить груз из точки А в точку Б за определённое время. 3PL-логистика – это когда я берусь не только груз доставить, но и отсортировать, какой груз кому нужен, потому что я лучше чем производитель понимаю, какие и где части всех перевозок находятся, как я могу их совместить. Пример 3PL-логистики – это доставка автомобилей Toyota Land Cruiser. В машинах для Арабских Эмиратов снимают печки и ставят более мощные кондиционеры, а в Европу – наоборот. Или в Россию машина должна поехать с кожаным салоном, а в Европу – с велюровым. И эту разборку делает перевозчик! В 4PL-логистике добавляется ещё и производство. Вы скажете: зачем производителю отдавать это логисту? А это та самая оптимизация, которая нужна для того, чтобы сэкономить деньги. Профессионалы вам докажут, что зачастую перевести груз сборный обходится дешевле, чем просто перевести груз из точки А до точки Б. Причём дешевле не насколько-то, а в несколько раз!».
В ходе рассказа о перспективных транспортных коридорах России Лев Ткачев открыл глаза (по крайней мере – мне точно) на странное, на взгляд со стороны, поведение России в последнем армяно-азербайджанском конфликте по поводу Нагорного Карабаха, когда наша страна не оказала активной поддержки своему союзнику по ОДКБ Армении в противостоянии Азербайджану, который вышел из ОДКБ ещё в 1999 году. Причина – новый
транспортный коридор «Север – Юг». Раньше товары из России везли морем по Балтике, чтобы через Датские проливы попасть в Ла-Манш, затем в Гибралтар и через Суэцкий канал и Красное море – к берегам Индии. Это 17 тысяч 800 километров. В свете последних международных событий этот путь осложнился, и Россия начала строить другой – в два раза более короткий.
«Через территорию, которую азербайджанцы называют Нагорным Карабахом, а армяне – Арцахом, проходит недействующая 39 лет после первой карабахской войны железная дорога, а нам сейчас транспортный коридор из Санкт-Петербурга в Индию, ох, как нужен! Фактически Россия сделала так, чтобы Карабах вернулся под управление Баку, чтобы железными дорогами можно было сократить путь на 7 тысяч 400 километров и везти грузы не 45 дней, а всего 12! – пояснил Лев Ткачёв.
– В 2025 году пропускная способность по этому коридору увеличится больше, чем в два раза. Сегодня мы везём по нему 14 млн тонн, используя морские перевозки от Астрахани до иранского порта Энзели протяжённостью 1 тысяча 435 километров по Каспию. Как только мы восстановим железнодорожное сообщение по Нахичеванскому коридору между Азербайджаном и Ираном (Астрахань и Баку давно связаны железнодорожным сообщением), мы планируем перевозить суммарно 34 миллиона тонн. Через год мы запускаем эту железную дорогу. 30% внешнеторгового российского объёма должно пройти по этому куску».
Схема: Евразийский банк развития
По словам Льва Викторовича, вторая геополитическая задача, которую решает для России транспортный коридор «Север – Юг» – политическая . Мы отказываемся от водного пути из портов Чёрного моря через Босфор, Мраморное море и Дарданеллы в Средиземное море и далее – Суэцкий канал. Таким образом, исчезает зависимость России от такого сложного партнёра как Турция, которая с одной стороны является одним из самых больших за последние два года импортёров наших нефтепродуктов и газа, а с другой стороны является членом НАТО. По информации вице-премьера РФ Марата Хуснуллина, инвестиции в транспортный проект «Север – Юг» до 2030-го года составят 300 млрд рублей.
Среди других проектов, которые в РЖД считают перспективными, – современная реинкарнация сталинской «мёртвой дороги» Салехард-Игарка в виде проекта Северного широтного хода; «Белкомур», который соединит портовый Архангельск с промышленным Уралом и Транссибом в Перми; железная дорога и мост на Сахалин; и даже тоннель под Беринговым проливом до Аляски...
В общем, трудно представить себе что-то ещё более масштабное и заманчивое для представления перспектив профессии логиста, которой с 2024 года начинает готовить Красноярский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации!
Андрей Кузнецов