Кризис. Денег становится все меньше, нефть стоит, как минералочка Perrier. Но, как оказалось, красноярцам все нипочем – они колют себе на все возможные и невозможные места татуировки, раскрашивая свою жизнь в самые немыслимые цвета и смыслы.
Мы как-то сидели на очередной планерке в редакции и думали, что бы такое написать. Кризис уже, честно говоря, достал. Сколько можно страдать, подумали люди из 1-LINE и пошли в народ. Народом на один день стал для нас татуировщик с 30-летним стажем и тысячей клиентов Валера и его очередная подопытная Саша, стройные ножки которой он с методичным упорством маньяка уже который месяц превращает в произведение искусства.
– Мы встретились в начале марта, и с тех пор понеслось. Сначала бедрышко забили, потом голень, потом коленочка, сейчас вот уже вторая нога. Как встретились? Да просто – интернет! Там же всего навалом – и татуировщиков, и их работ, и эскизов.
Я фотографирую Сашу и работающего Валеру и облизываюсь, потому что атмосфера заводит. Играет музыка, солнце светит в огромные окна студии, везде расставлены краски, на белом столике лежат готовые к бою машинки и иглы. У Валеры в руках жужжит Bizarre, он прострачивает сантиметры кожи тонкими черными линиями, Саша сидит на белой кушетке, закусив губу и иронично улыбаясь, рассказывает мне:
– Импровизация. Я никогда не планирую заранее, что сделаю в следующий раз, я просто прихожу – и мы вместе с Валерой определяемся в тематике, стиле и размерах. Вообще хороший мастер не может просто взять и наколоть то, что предложит клиент. Он должен оценить будущую тату и то место, где она будет располагаться. Набить можно что угодно, но что с этим станет со временем? Да, картинка хороша на бумаге и на коже, но то и другое – очень разный материал, и как поведет себя краска – вопрос.
Валера кивает и, не отрываясь от процесса, продолжает:
– В моде уже который год дотворк (в дословном переводе с английского – «точечная работа»), крайне муторное в исполнении дело. И вроде выглядит хорошо и оригинально, но что лет через 5 будет с этим дотом? Черное пятно, потому что краска расплывется.
Валера буднично улыбается, нежно смазывает Сашину ногу обезболивающей мазью и переходит к стопе, где больнее всего. Саша морщится, но продолжает улыбаться.
– Мне говорили: дура, кому ты нужна будешь с этими татуировками, как ты на работу устроишься, что ты в старости будешь делать. Ну и прочие «прелести». А по факту ну как может стать человек хуже от наличия тату? Никак! Моя мама знает только про одну татуировку, а у меня их... много. Ну и что, я стала хуже? Нет, я стала счастливее.
{joomplucat:874 limit=10|columns=5}
– Кстати, Саша тоже скоро войдет в наши ряды, – это уже Валера. Он держит в руках другую машинку, вставляет в нее одноразовую иглу и снова берется за Сашину ногу. – Она открывает собственную точку, так что еще одним годным мастером станет больше. Хотя конкуренции не боюсь, а все потому что у красноярцев, несмотря на то, что все трубят про кризис, деньги есть, люди постоянно приходят и забиваются. Мы тут не так давно стали практиковать интересную штуку. Просто предлагаем рабочее место для желающих самостоятельно сделать себе татуировку. От нас профоборудование, теплое и ласковое помещение, музыка, от любителей – плата за арену и расходники. Все это, конечно, под моим присмотром, чтобы ребятки себе чего убогого не накололи, но в целом свобода полная. И что я скажу тебе? Люди прут и делают себе татуировки. Не так давно приходили трое ребят, сделали татухи, один из них загорелся идеей тоже салончик открыть.
Я расхаживаю по арт-студии Валеры, рассматриваю ее «внутренности». Везде рядами стоят краски, баночки, бутылочки, бумага, карандаши, ручки. Интересуюсь, что и как изменилось в отрасли из-за кризиса, расходники подорожали?
– Да я бы не сказал, я закупаюсь всегда у одного и того же человека. Он привозит только Америку (краски из США), там же берем другие расходники. Машинки куплены, и сносу им нет. Вообще же открыть свое дело удовольствие не дешевое. Хотя жаль тех, кто использует китайские подделки, особенно краски. Они дешевле, но качество страдает. Что будет с человеком, если такими красками сделать тату? Ничего страшного, а может, и не приживется цвет. Не смертельно, но неприятно.
Становится страшно. То есть напороться на нерадивого мастера в Красноярске не проблема, тем более что людей в этом бизнесе немало. Кстати, сколько? И да, цена? Самое ведь главное. Напоминаю про пресловутые спичечные коробки, которыми так любят измерять всякие «умники» в интернете стоимость работы.
{joomplucat:875 limit=10|columns=5}
Валера от таких слов закатывает глаза. Саша, как человек понимающий, еще сильнее морщится.
– О-о-о. Сколько ж нас, не знаю. Но много точно. Не тысяча, но для Красноярска хватает, тем более что появляются новые. Как выбрать хорошего мастера? Да просто. Следуем трем параметрам. Первый – сейчас все есть в Сети, поэтому смотрим его работы, причем не только свежак (то, что наколото только что), но и заживший вариант, так как там видно все возможные косяки. Второй – ценообразование. Это дело очень индивидуальное, но я думаю, что нормальный мастер не будет драть с клиента деньги за почасовую работу. Объясняю почему. За два отведенные на клиента часа татуировщик может делать все что угодно (чай пять раз попить, в уборную три раза сбегать, покурить десять раз), но при этом сделать в плане работы над тату крайне мало. А заплатишь ты ему по полной. И длиться эта бодяга может долго. Я же считаю, что надо ориентироваться на мастеров, которые берут за объем выполненной работы. И третий – можно просто попросить рекомендации у знакомого татуировщика (улыбается).
Смеемся. В голову приходит мысль: а какие люди ходят к Валере?
– Да самые разные и с самыми разными запросами. Мужики всегда хотят быть брутальными и делают что-нибудь мощное: волки, тигры, и чаще всего на руках и на груди, но при этом не такое уж большое. Пример: не так давно у меня забивался мужик, ему 62 года. Попросил волка на груди, но чтобы он был добрым. Сделали на ура. А женщины делятся обычно на две категории. Первые делают что-то небольшое и где-нибудь на руках или, простите, в трусах, ну, то есть в интимных зонах. А вторые, вот как Саша, делают много больших и связанных тематически татуировок. Сводил ли я татуировки своим же клиентам? Было дело. А все почему? Потому что приходят, говорят – хочу, и все, коли! И не слушают меня, когда говорю им, что не пойдет, или через пару лет ты «вырастешь» из этой татухи, повзрослеешь, и привет.
Валера добивает последние штрихи Сашиного крадущегося по ноге тигра, снимает перчатки и выходит вместе с ней перекурить. Я же собираю фотоаппарат и тоже выхожу из студии с мыслью вернуться, но уже за своей татуировкой.
{joomplucat:876 limit=10|columns=5}
Текст и фото Маша Першина
Подпишитесь: