Горно-химический комбинат отметил 65-летие.
Комбинат основан в 1950 году. Изначально он создавался для производства плутония для ядерного оружия сдерживания. Основные производства — реакторное и радиохимическое — были размещены глубоко под землей в скальных выработках. Советский Союз создал в те годы уникальное предприятие, не имеющее аналогов в мире, а сам комбинат внес весомый вклад в обороноспособность страны. Его неуязвимость для ядерной бомбардировки являлась гарантией ответного удара, и даже само расположение комбината стало щитом, который обеспечил глобальный мир на протяжении десятилетий.
Поздравить сотрудников предприятия приехал руководитель Дирекции по ядерной и радиационной безопасности Государственной корпорации «Росатом» Олег Крюков:
«В структуре «Росатома» у комбината чрезвычайно важная задача на современном этапе. Существует серьезная проблема, связанная с отработавшим ядерным топливом. Горно-химический комбинат должен стать центром по обращению с отработавшим ядерным топливом. Здесь строится комплексная промышленная площадка. И я вам скажу, что такой производственной площадки, с такой инфраструктурой сегодня нет нигде в мире; мы занимаем в этой сфере передовые позиции».
«Сегодня мы строим новый Горно-химический комбинат. Основная целевая задача, ради которой ГХК создавался, — создание ядерного щита нашей Родины — выполнена успешно, — отметил генеральный директор ФГУП «Горно-химический комбинат», депутат ЗС края Петр Гаврилов. — Сейчас создается предприятие нового типа. В 2014 году мы завершили строительство завода МОКС-топлива — самое современное в мире производство. В этом плане Горно-химический комбинат вышел на лидирующие позиции. И очень важный этап сейчас — завершение комплекса сухих хранилищ, и ввод первого пускового комплекса опытно-демонстра ционного центра ».
После остановки в 1992 году двух проточных промышленных реакторов начался активный поиск направлений конверсии предприятия, создание новых производств. На комбинате достойно решили вставшие перед ними задачи.
Заместитель генерального директора по управлению персоналом Игорь Куксин проработал на предприятии всю жизнь: прошел путь от слесаря-ремонтни
«Чувствую гордость за предприятие и за Россию, за то, что мы нашли силы, чтобы перестроить такой крупный оборонный комплекс, вдохнуть в него новую жизнь и открыть новые горизонты для самого комбината, для отрасли, для России в целом. Те технологии, которые сегодня внедрены на наших производствах, — самые передовые в мире», — рассказал Игорь Германович.
Ранее комбинат строился как оборонный объект для наработки оружейного плутония. Работало здесь три реактора, радиохимическое производство, а также изотопно-химичес
Игорь Меркулов, заместитель генерального директора ГХК по инновациям, работает на комбинате с 1991 года: начинал на радиохимическом заводе, работал заместителем начальника Технического отдела предприятия, затем — начальником.
«С приходом Петра Михайловича Гаврилова жизнь нашего предприятия резко изменилась, — рассказывает он. — Это действительно так. С 2006 года комбинат начал стремительно развиваться. К 2008 году началось создание сухого хранилища — системы централизованного хранения отработанного ядерного топлива. Сейчас на площадке изотопно-химичес — отсутствие образование жидких радиоактивных отходов в технологической цепочке переработки. Это принципиальное отличие, которое может стать решением общей задачи мировой атомной энергетики».кого завода строится опытно-демонстра ционный центр по переработке ОЯТ. Это первый в мире завод нового поколения. Его главное отличие от современных заводов, которые работают во Франции,
О том, как строится кадровая политика на комбинате, как «старые» кадры передают свой годами наработанный опыт молодежи, рассказал Алексей Федотов, начальник отдела кадров:
«Молодежь на Горно-химический комбинат попадает по целевому набору. Такая практика внедрена у нас уже давно, работаем с вузами как Красноярского края, так и Новосибирской и Томской областей. Мы как работодатели привлекательны с точки зрения заработной платы, социальных гарантий, перспективы. У нас обновляются производственные мощности, и потому для них требуются люди, которые и мыслят по-новому».
На вопрос «Можно ли у вас инженеру построить карьеру?» Алексей Станиславович ответил:
«Он обязан ее построить, иначе это не инженер. Средняя заработная плата у нас порядка 50 тысяч. Нам нужны инженеры практически всех специальностей. В первую очередь это специалисты тех направлений, по которым ведет подготовку ТПУ — инженеры-физики, радиохимики и т. д. Кроме того, есть специальности общетехнические: инженер-электрик, инженер-механик, инженер-КИПовец и т. д. Причем нам нужны работники как с высшим образованием, так и со средним специальным. Людям, работающим на основных производствах, предоставляется ряд льгот. Но я не думаю, что к нам приходят ради льгот. Приходят ради интересного дела, ради перспективы и возможности проявить себя на переднем крае развития науки и техники, ведь мы сегодня создаем те производства, которых нет еще нигде в мире. К нам в прошлом году японцы приезжали два раза — изучать наш опыт».
Советник генерального директора, доктор наук, профессор Рудольф Петрович Жданов приехал в Железногорск в далеком 1959 году из Ленинграда:
«В то время я как инженер-тоннелестроитель был задействован на создании подземных сооружений. В те годы, конечно, было нелегко. Но все же мы были упорные, вовремя сдали необходимый государству объект».
«За 65 лет работы комбината здесь сохраняются традиции, которые были заложены в середине ХХ столетия Ефимом Павловичем Славским, в то время министром среднего машиностроения СССР. А традиции эти состоят в том, что во главе угла находится человек. Грамотный, дисциплинированн
ый, ответственный, ни на секунду не забывающий, на каком объекте он работает, — добавляет Рудольф Жданов. — И как ветеран комбината, как патриот города, я говорю: мы действительно «на шаг впереди», как сегодня снова говорят в «Росатоме», а раньше так было и в Средмаше».
Ирина Егорова
Подпишитесь:
Например: хорошее в Сибири