Диксон, который некогда называли столицей Арктики, сегодня переживает не самые лучшие дни. По словам тех, кто еще проживает на берегу Карского моря, «Диксон скорее мертв, чем жив».
В далеком 1915 году, в самый разгар Первой мировой войны, царское правительство приняло решение основать на острове, стоящем в устье Енисейского залива, полярную станцию для контроля погоды и ледовой обстановки. Вдумайтесь: 1915 год, не самое финансово благополучное время для России. А «батюшка царь Николай» задумывается об освоении трассы Северного морского пути!
Потом были годы, когда страной правили большевики. И они вкладывали огромные средства в изучение и освоение Арктики.
Все закончилось с «победой» перестройки и приходом к власти первого Президента России. Из Диксона, где в тот момент проживало около 5000 человек, начали уезжать. Сегодня здесь осталось не более 400 человек.
Итак, ради чего на географической карте страны появился поселок, названный в честь шведского купца и промышленника Оскара Диксона? Основных предприятий здесь было всегда два – крупнейший в стране гидрометеоцентр, в распоряжении которого было 34 полярных станции, и гидрографическая база.
Для их поддержки здесь были построены морской порт и аэропорт. Потом к ним присоединился Штаб морских операций, торговля, воинские и пограничные части, партийные и советские органы. В Диксоне построили две школы, два клуба, шикарную больницу... Рухнуло все в одночасье.
В конце ХХ века у диксончан мелькнула надежда на возрождение поселка. Тогда в Красноярске некоторые политики начали говорить, что труба с Ванкорского месторождения дойдет до Диксона, и нефть будут возить танкерами. Наивные люди! Кто будет строить нефтепровод на север, да еще прокладывать дюкер по дну Енисея, если недалеко от Ванкора уже проложены тюменские нефтепроводы.
В 2015-2016 годах объявили, что в районе Диксона начнется добыча коксующегося угля. Так оно и случилось. Приехали добытчики, испоганили большую часть тундры и свернули все работы.
Диксон опять в ожидании.
Возможно, интерес к поселку с удобной бухтой проявит Северный военно-морской флот? Или вообще армия? Быть может, сюда вернется наука, изучающая высокие широты? Поговаривают и о цивилизованной добыче полезных ископаемых, обнаруженных в окрестностях Диксона еще в советские времена. А здесь есть много чего.
И вдруг проект «Енисейская Сибирь».
«Я давно живу на «материке», но судьба Диксона мне небезразлична. Слежу за ним самым пристальным образом, – сказал мне в телефонном разговоре Андрей Стародубов, бывший авиационный инженер местного авиапредприятия. – Наши предки были не дураки. И бухта замечательная, и взлетная полоса есть. Морской порт на трассе Северного морского пути – сюда могут заходить любые суда под проводкой атомных ледоколов. Инфраструктура создана, правда, она сейчас все больше стоит заброшенная»
«Мне кажется, что далеко не каждая территория может похвастать таким стержнем, каким для Красноярского края, Тувы и Хакасии стал Енисей, – продолжает гидрометеоролог Валерий Смирнов. – Причем, с постройкой железной дороги Кызыл — Курагино появляется сквозной транспортный выход из Тувы, а в перспективе и из Китая. Смотрите, железная дорога доходит до Лесосибирска, где есть крупный речной порт. Дальше судами грузы доставляются до Дудинки и Диксона, и уже потом в любую часть света. Можно восстановить лесоэкспорт, но уже не из Игарки, а из Диксона».
«В Диксоне действительно есть все условия для его возрождения. Главное, не упустить время, чтобы потом не вкладывать огромные средства в его восстановление. Хотя что-то уже потеряно безвозвратно, – включается в разговор гидрограф Геннадий Доронин. – «Законсервированное» жилье на острове вновь использовать уже невозможно. Там все надо сносить и строить заново. Хотя, возможно это и к лучшему — получится новый, современный поселок. А еще я не понимаю, почему у нас не развивается арктический туризм? США, Канада, Норвегия зарабатывают на этом огромные суммы. Что мешает делать это же и на севере Красноярского края».
Судьба Диксона небезразлична всем, кто так или иначе был связан с ним. Все мои собеседники жили и работали здесь годами. Сегодня они обосновались в других городах, и даже в других странах. К сожалению, современные диксончане отказались говорить на эту тему, вспоминая историю с нефтепроводом.
А почему-то кажется, что проект «Енисейская Сибирь» способен возродить севера Красноярского края – Бор, Туруханск, Игарку, Караул и, конечно, Диксон, где я жил и работал в 80-е годы прошлого века. Но все эти годы я регулярно бываю в тех краях и вижу, что там происходит.
Виталий Иванов
Фото автора
Подпишитесь: