Красноярск: пробки 1
Смертельная экономия

Смертельная экономия

Беда не приходит одна. Рано утром 9 июля при столкновении рейсового автобуса Hyundai № 791 и микроавтобуса Merсedes на 143-м километре трассы М-54 (30 километров от Балахты) погибли 11 человек, в том числе водитель «немца». Пострадали 20 пассажиров, 8 из которых срочно доставили в балахтинскую больницу.

В Красноярском крае 10 июля объявлено днем траура. А через неполные две недели, 22 июля, в Козульском районе рейсовый автобус Красноярск – Шарыпово не смог избежать столкновения с фурой. И снова 11 погибших. 44 пассажирам потребовалась медицинская помощь. 23 июля в Красноярском крае вновь приспускают флаги и вспоминают имена погибших.

Что это – роковая случайность или тенденция? В этом и пытался разобраться корреспондент 1-LINE.

НЕ ДОВЕРЯЙ И ПРОВЕРЯЙ

На следующий день после ДТП в Козульском районе в нашу редакцию звонят раздосадованные красноярцы: рейс на поселок Кедровый на городском автовокзале задерживают на несколько часов.

Оказывается, полиция проверяет «Автоколонну 1967» – именно ее автобус должен был следовать с автовокзала на Кедровый.

Специалисты обследуют тахографы (контрольное устройство, устанавливаемое на борту автотранспортных средств, предназначенное для регистрации скорости, режима труда, отдыха водителей и членов экипажа), исправность тормозной системы, рулевого управления, внешних световых приборов, двигателя, соответствие шин и колес и, разумеется, документы. 

В следственных органах ГУ МВД по краю к этому моменту только по ДТП в Козульском районе уже возбудили 2 уголовных дела. Следующие в очереди на проверку – другие перевозчики.

«График проверок автопредприятий Красноярска и края назначает прокуратура, и мы ему неукоснительно следуем. Но по закону в случае ДТП с жертвами мы можем самостоятельно инициировать проверку», – поясняет Галина Круглова, старший инспектор по пропаганде ГИБДД Красноярска.

Результаты проверки неутешительны: 50 автобусов из 60 принадлежащих «Автоколонне 1967» не могут быть допущены до рейсов из-за технических неисправностей.

Масла в огонь добавляет сообщение главного прокурора края Михаила Савчина – «Автоколонна 1967» не имела документов на медицинский осмотр водителей.

Что послужило причиной столь плачевного технического состояния транспорта «Автоколонны 1967» и где необходимые документы? Банальная нехватка денег или желание сэкономить? Все эти вопросы стоило бы задать руководителю предприятия, Михаилу Ильянкову, но он со СМИ, и в частности с 1-LINE, общаться не захотел, что, в принципе, объяснимо.

МРАК

Если бы журналистам удалось поговорить с директором «Автоколонны 1967», что бы он сказал о своем подвижном составе? Возможно, примерно то же, что говорят другие руководители автопредприятий – не хватает денег. Больная и заезженная для любого «автобусника» тема – тарифы – похоже, перестает быть главной проблемой перевозчиков. Главная теперь – недобросовестные конкуренты. Частники не имеют права перевозить людей (но возят), у них нет врачей, механиков, они не страхуют жизни своих пассажиров, но забирают деньги у перевозчиков.

«Вылезли на автовокзал, встали перед нашим автобусом и собирают людей. Хватают пассажиров и за два с половиной часа от Боготола долетают до Красноярска. Даже рекламу дают. У меня два таких автобуса. Один с Тюхтета подрезает, второй – с Боготола. И смеются нам в глаза. Обращались мы в транспортную инспекцию, они раз поймали один такой автобус. Говорят, что тяжело их ловить. Выписали штраф в 30 тысяч рублей. А они опять смеются и дальше работают. Прибыль у них большая, ведь они ничего никому не платят», – рассказывает 1-LINE Виктор Поздняков, директор ОАО «Автомобилист».

«Сейчас частники забирают у автопредприятий края до 30% заработка. А потому поднимать тарифы сейчас – значит расплодить этого перевозчика. А они ведь бьются. Буквально недавно был случай: ДТП под Лесосибирском, там было 4 или 5 трупов. И об этом никто ничего не знает – все хорошо. Микроавтобусы эти – ужас, конечно. Как явление  маразм и жуть. Непонятно, как эти аварии вообще у них происходят. И самое плохое, что этим вопросом почти никто не занимается», – подтверждает и Игорь Никитин, директор ООО «Ярбус».

Результат такой конкуренции более чем предсказуем – у предприятий не хватает денег на страховку, ТО, тахографы, не говоря уже об обновлении подвижного состава. Скажем, надежные и комфортные автобусы Hyundai в прошлом году стоили 7 миллионов рублей, а в этом – все 15. Директор Боготольского ОАО Виктор Поздняков констатирует – в год за одну только страховку его небольшое предприятие платит по 700 тысяч рублей. На новый транспорт денег нет – пока добивают старый.

«Сколько мы еще протянем – непонятно. Я работаю уже больше тридцати лет, и такого беспредела, который сейчас творится, я не видел. В советское время автобусы были прибыльные, их дотировало государство, а сейчас – по остаточному принципу. Со стороны государства никакой помощи. Это муниципальным предприятиям хоть что-то дают, а мы – ОАО, кто нам поможет?» – говорит Поздняков.

КАДРЫ, КАК ВСЕГДА, РЕШАЮТ...

В советское время, чтобы стать водителем междугороднего автобуса, шоферу приходилось пройти долгий путь. Получить категорию «C», проработать несколько лет на грузовике, и только потом, если работник себя хорошо зарекомендовал, его переучивали на «D» и позволяли возить людей. Сейчас перевозчики признаются: денег у предприятий нет, нет достойной зарплаты, и вместо набора водителей на конкурсной основе они набирают людей по остаточному принципу. В том числе это вредит и безопасности грузоперевозок.

«Мое личное мнение как гражданина: главная причина роста аварийности – это нехватка профессиональных водителей. Падение престижа профессии, а как следствие – трудности с комплектацией всех перевозчиков, да и общий уровень разгильдяйства этих водителей. С чем еще связано падение привлекательности профессии водителя? Вы утром должны встать ни свет ни заря, прибыть на место работы, автобус проверить, пройти медкомиссию, а это значит, что с вечера вы не можете пива попить с друзьями или просто не выспаться. Молодежи это не нравится, и они не идут в водители – идут те, у кого другие жизненные установки», – поясняет Виктор Слугин, заместитель начальника Сибирского управления Ространснадзора.

P.S.
Пока готовился этот материал, появилась информация, что сотрудники полиции на 970-м километре трассы М-53 «Байкал» задержали автобус Красноярск – Богучаны. Автобус не был оборудован тахографом, системой ГЛОНАСС, у него даже не было ремней безопасности. И, разумеется, разрешения на перевозку пассажиров. Транспортное средство полицейские изъяли и поставили на специальную стоянку. Пассажиров доставили к месту назначения рейсовым автобусом Красноярск – Абан.

Юрий Акулич

 

 

Подпишитесь:

Возврат к списку



Материалы по теме:

Сайт использует файлы cookie, обрабатываемые вашим браузером. Подробнее об этом вы можете узнать в Политике cookie.
ПринятьНастроитьОтклонить