Красноярск: пробки 0

Кино с доцентом: «Время первых»

16.04.2017 19:37

В Синема парке состоялся показ фильма «Время первых», который прокомментировали гости мероприятия – кандидат технических наук, профессор кафедры летательных аппаратов СибГАУ Виктор Филатов и доктор физико-математических наук, старший научный сотрудник Красноярского научного центра СО РАН и участник экспериментов в невесомости Илья Рыжков.

Фильм «Время первых» от режиссера Дмитрия Киселева вышел на большие экраны 6 апреля. Картина приятно удивила, ведь от человека, снимавшего «Черную молнию» и «Елки», ожидаешь чего угодно, но не хорошего продукта о покорителях космоса. Фильм построен вокруг полета космического корабля «Восход-2» 18 марта 1965 года. В тот день советские космонавты Павел Иванович Беляев и Алексей Архипович Леонов совершили первый в истории выход человека в космическое пространство.

Героический подвиг советских космонавтов сопровождался чередой внештатных ситуаций, каждая из которых могла привести к гибели экипажа «Восхода-2». В полете произошло семь аварий. И три или четыре из них, по словам Леонова, – смертельные. Программа выхода человека в открытый космос не задалась с самого начала – испытательный беспилотный корабль «Космос-57» был уничтожен 22 февраля 1965 года во время испытаний из-за ошибки командной системы. До старта пилотируемого аппарата тогда оставалось меньше месяца. Полет хотели отложить, но СССР было необходимо выпустить человека в открытый космос раньше американцев.

Во время предполетной подготовки экипаж тренировался входить в шлюзовую камеру «Волга», специально разработанную для этого полета. На старте камера была в сложенном состоянии, а в космосе надувалась при помощи 12 «пневморебер». Входить в камеру полагалось вперед ногами, чтобы иметь возможность закрыть внешний люк вручную в случае отказа автоматики.

Это правило обыграно в фильме несколько некорректно. Во время тренировок Леонову никак не удается быстро войти в шлюз из-за того, что в скафандре плохо видно то, что творится в районе ног. Тогда его дублер Евгений Васильевич Хрунов предлагает переделать крепежное устройство так, чтобы космонавт мог заходить в шлюз головой вперед. Главный инженер-конструктор «Восхода» Сергей Павлович Королев отчитывает Хрунова как несмышленого пятиклассника, рассказывая, что в шлюзе попросту невозможно развернуться в случае внештатной ситуации. Эта сцена играет свою роль как чеховское ружье, ведь в космосе Леонову приходится входить в шлюз именно вперед головой, но сделана она крайне топорно – Хрунов, лучший из лучших, попавший в группу космонавтов не за красивые глаза, показан каким-то дурачком.

«Есть у него исследовательская жилка, склонность к анализу, обобщению. Кроме того, он простой и очень любознательный человек… Он никогда не уходит, не выяснив для себя всё досконально. Я убедился, что это технически зрелый инженер, который с одинаковым удовольствием занимается и теорией и практикой», - рассказывал о нем Алексей Леонов.

Впрочем, вернемся к сути. Вход в шлюз отрабатывают в условиях невесомости. Как создать подобие невесомости на Земле? Очень просто – при помощи самолета. В том случае использовался реактивный пассажирский самолет Ту-104АК с установленным внутри макетом шлюза. Для создания эффекта невесомости самолет сперва взмывает вверх, а потом движется вниз по нисходящей параболе.

Доктор физико-математических наук Илья Рыжков испытал чувство невесомости на себе:

«Я занимаюсь физикой и математикой, три года работал в Брюсселе, и там мы проводили физические эксперименты в невесомости. В мире есть несколько таких самолетов, в России это Ил-76КТ, в Европе в Международном космическом агентстве — самолет Airbus А300 ZERO-G. Регулярно проводятся исследовательские кампании – в самолет загружается экспериментальное оборудование, и за одну кампанию проводится три полета, каждый полет длится примерно 3 часа, и за это время самолет совершает 30 таких парабол. Ощущения необычные, особенно когда это происходит в первый раз – я к нему специально готовился. Начинается все с удвоенной силы тяжести, потом наступает невесомость, и появляется первое ощущение какой-то легкости и необычности. Состояние невесомости длится где-то 20 секунд. В самолете, в котором мы летали, была не только зона испытаний, но и специально огороженная зона, где можно было немного подурачиться».

Кандидат технических наук, профессор кафедры летательных аппаратов СибГАУ Виктор Филатов заметил, что концовка фильма излишне драматизирована. В фильме космонавты замерзают чуть ли не насмерть, в из последних сил успев пустить сигнальную ракету. Алексей Леонов описывал часы после приземления несколько иначе:

«Когда мы приземлились нас нашли не сразу... Мы сидели в скафандрах двое суток, у нас не было другой одежды. На третьи сутки нас оттуда вытащили. Из-за пота у меня в скафандре было по колено влаги, примерно 6 литров. Так в ногах и булькало. Потом, уже ночью, я говорю Паше: «Ну все, я замерз». Мы сняли скафандры, разделись догола, выжали белье, надели его вновь. Затем спороли экранно-вакуумную теплоизоляцию. Всю жесткую часть выбросили, а остальное надели на себя. Это девять слоев алюминизированной фольги, покрытой сверху дедероном. Сверху обмотались парашютными стропами, как две сосиски. И так остались там на ночь. А в 12 дня прилетел вертолет, который сел в 9 км. Другой вертолет в корзинке спустил прямо к нам Юру Лыгина. Потом к нам пришли на лыжах Слава Волков (Владислав Волков, будущий космонавт ЦКБЭМ) и другие. Они привезли нам теплую одежду, налили коньяка, а мы им свой спирт отдали - и жизнь стала веселее. Костер развели, котел поставили. Мы помылись. Часа за два срубили нам маленькую избушку, где мы и переночевали нормально. Там даже постель была».

В фильме же космонавты кое-как разводят костер, который почти сразу гаснет, а несчастных беспомощных военных летчиков заносит снегом.

Филатов также обратил внимание на смещение акцентов в сторону Леонова, он показан лидером полета, хотя командиром экипажа был Павел Беляев, который на 9 лет старше Алексея Леонова и имел больший опыт, в том числе боевые вылеты во время Второй мировой войны. В фильме же Беляев несколько инертен, моментами даже безынициативен, а Леонов является «заводилой» и по большей части именно он ищет возможности выжить, пока его командир сидит в углу и бормочет себе под нос мантру «если Родина прикажет – будем помирать».

Одним из ярчайших моментов фильма является выход Леонова в космическое пространство. То, как показано столкновение маленького человека с бездонным космическим океаном, невозможно передать словами, это нужно видеть. Только за эти 5 минут ленте можно ставить высший балл.

«В действительности, выход Алексея Леонова в космос занял 12 минут. За это время космонавт примерно 5 раз отходил от корабля и возвращался назад. А при заходе в шлюзовую камеру скафандр действительно раздуло. Инструкцию по заходу в шлюз вперед ногами Леонов выполнить не мог, и пришлось заходить вперед головой. Люк внешнего шлюза до конца не закрылся – отказала автоматика. Леонову пришлось развернуться в этом узком шлюзе и закрыть люк вручную, для этого он  стравил давление в скафандре. Космонавт потом рассказывал: «Как я развернулся в этой шлюзовой камере я до сих пор не понимаю. Развернуться в таком узком пространстве да еще и в скафандре казалось невозможным», - поведал Виктор Филатов.

Фильм «Время первых» оказался не без огрехов. Где-то переборщили с драмой, где-то недотянули с характерами. Но эти минусы полностью перекрываются плюсами киноленты. Режиссеру Дмитрию Киселеву удалось снять фильм, который может держаться на равных, а где-то и дать фору не только современным лентам, но и уже классическим зарубежным фильмам, вроде «Апполон-13» и «Парни что надо».

Сергей Ошаров

Подпишитесь:

Возврат к списку



Материалы по теме:


Сайт использует файлы cookie, обрабатываемые вашим браузером. Подробнее об этом вы можете узнать в Политике cookie.
ПринятьНастроитьОтклонить