Красноярск: пробки 1
Кузбасские энергетики выступают против создания в Восточной Сибири безуглеродной зоны

Кузбасские энергетики выступают против создания в Восточной Сибири безуглеродной зоны

2016-04-04

Мы уже писали о том, что на Красноярском экономическом форуме - 2016 вновь была поднята тема создания в Восточной Сибири безуглеродной зоны и отказ от угольной генерации с одновременным введением углеродного налога. Участников форума, мягко говоря, возмутила позиция российского предпринимателя Олега Дерипаски, который до этого не раз высказывался о плюсах безуглеродной зоны в Восточной Сибири.

В Минприроде эту идею поддержали, ссылаясь на то, что выбросов парниковых газов в атмосферу станет меньше. А в Минэнерго отреагировали отрицательно. По сути, создание безуглеродной зоны предполагало отказ от электростанций, работающих на угле. Самый пессимистический сценарий в этом случае - их уход с рынка и закрытие шахт.

Вот что ответило Министерство энергетики за подписью первого заместителя министра Алексея Текслера (редакция располагает текстом этого письма):

«В соответствии с указанным поручением, Минэнерго рассмотрело информационные материалы «Об итогах Парижской конференции по климату и создании в Восточной Сибири безуглеродной зоны», предусматривающие реализацию пилотного проекта по превращению Восточной Сибири в безуглеродную зону, главными элементами которого переход на чистую энергетику на основе гидро-, газовой и атомной генерации. По мнению Минэнерго, предлагаемые меры по стимулированию перехода экономики региона в безуглеродную зону, в частности, введение углеродного налога, не являются оптимальным способом решения проблемы сокращения выброса парниковых газов. При рассмотрении указанных предложений необходимо принимать во внимание, что Восточная Сибирь является одним из основных угледобывающих регионов России. Значительное число предприятий угольной промышленности в регионе относятся к разряду градообразующих. При этом в Восточной Сибири расположены крупнейшие электростанции, работающие на угольном топливе. Помимо выработки электроэнергии указанные электростанции являются основными источниками тепловой энергии. Относительная близость расположения электростанций от источников тепла – крупных угольных разрезов – позволяет обеспечить их конкурентоспособность на рынке электрической энергии и мощности. Введение дополнительных платежей или других ограничительных мер может крайне негативно сказаться на конкурентоспособности угольной генерации в Восточной Сибири, вплоть до ухода указанных электростанций с рынка».

Минприроды и Росгидромет поддерживают идеи Парижской конференции. Как утверждают эксперты, Росатом и Гидрогенерация не выбрасывают парниковых газов, и поэтому повышение цен на электроэнергию из-за углеродного налога увеличит их прибыль. То есть, с одной стороны забота об экологии, а с другой - практический интерес, деньги.

Свою позицию на Красноярском экономическом форуме-2016 высказал губернатор Кемеровской области Аман Тулеев:

«Глобальный кризис перепроизводства продолжается на мировом угольном рынке пятый год подряд. К тому же, объявлен «крестовый поход» против угля. Он начался после Парижской климатической конференции ООН, прошедшей в декабре 2015 года. В мире принимаются законы по сокращению угольной генерации, запрету ее использования на тепловых электростанциях, поскольку уголь якобы грязное топливо. Установление углеродного налога приведет к закрытию десятков шахт и разрезов, сокращению 140 тысяч шахтеров, кризису во всех отраслях, связанных с углепромом, и росту тарифов на энергоресурсы в Сибири в 1,6-2,5 раза. При этом в Сибири проблем с СО2 нет. В настоящее время доля угольной энергетики в суммарных российских выбросах углекислого газа составляет порядка 7 процентов, а в Сибири – 5 процентов.    В России разведанных запасов природного газа - низкоуглеродного топлива - хватит максимум на 70 лет при существующем уровне потребления, а запасов угля - на 800 лет. Или взять гидроэнергетику, которая дешевле угольной, но зависит от капризов природы. В 2015 году выработка гидроэлектроэнергии в Сибири сократилась практически на 20 процентов из-за аномально низкого уровня воды». 

Вот как высказался по этой проблеме Борис Кинзбург, почетный гражданин Кемеровской области, заслуженный энергетик России, стаж работы в кузбасской региональной энергосистеме 50 лет:

«Кузбасс стоит на угле. Когда строили электростанции, ни у кого даже мысли не возникало, что здесь в угольном регионе, надо развивать альтернативные источники энергии. Наоборот, всегда было понимание, что электроэнергию дешевле вырабатывать именно вблизи угольных месторождений. На сегодняшний день, я считаю, альтернатив у угольной генерации просто нет. Гидрогенерация зависима от запасов воды. Атомная энергетика – это, прежде всего, очень дорогостоящее строительство станций. Причем, дорого стоит не только их строить, но и обслуживать, хранить отходы. И, потом, атомная энергетика ведь несет нагрузки только в постоянном режиме. Газовая генерация – дорогое удовольствие по причине цены на голубое топливо, а также сокращения объемов добычи в долгосрочной перспективе. Не приходится всерьез говорить о солнечной и ветряной энергии – их использование не совпадает с климатическими условиями нашего края. Не отрицаю, что, возможно, в будущем и придется искать новые источники энергии, но сегодня ради неких сомнительных идей обкладывать данью угольную генерацию, которая является эффективным источником электрической и тепловой энергии, означает погубить весь угольно-энергетический комплекс региона». 

Марина Кларисс

Фото предоставлено пресс-службой Кузбасского филиала СГК.

Подпишитесь:

Возврат к списку



Материалы по теме:

Сайт использует файлы cookie, обрабатываемые вашим браузером. Подробнее об этом вы можете узнать в Политике cookie.
ПринятьНастроитьОтклонить