Красноярск: пробки 0
Транспортные сопряжения

Транспортные сопряжения

2019-01-14
Весной прошлого года в Красноярске началась транспортная революция. Она продолжается до сих пор и, судя по многим признакам, до её финиша ещё очень далеко. Как и любая революция она сопровождается многочисленными неудобствами. Опыт преобразований в транспортной сфере накоплен уже изрядный, хотя по большей части и со знаком минус. Слегка обнадеживает то, что муниципалитет, похоже, начал заниматься этой важнейшей для многих горожан темой всерьёз.
  
Недавно первый вице-мэр Красноярска Алексей Давыдов констатировал, что транспортные проблемы сильно напрягают всех горожан – и непосредственных участников дорожного движения, и пассажиров общественного транспорта, и власть. Вряд ли кто-то будет спорить с этим наблюдением. Болезнь еще до прихода команды Сергея Ерёмина стала хронической и лечить ее крайне сложно. Главная проблема заключается в том, что транспортный ребус в Красноярске составлен из множества узлов, распутывать которые приходится одновременно.

_MG_0351.JPG

Это и транспортная схема, которую для сибиряков нынче разрабатывают московские светила в этой сфере. Это и страсти вокруг справедливости и прозрачности тарифов на проезд. Это и развитие сети городских магистралей, которая должна не только успевать за появлением новых микрорайонов Красноярска, но и где-то даже предвосхищать их. Это и общее состояние дорог всех видов – от магистралей до дворовых проездов. Это и дефицит парковок, который приводит к жуткому захламлению автомобилями наших дворов. Это и сложные взаимоотношения между разными участниками движения, которые зачастую приводят к совсем необязательным конфликтам. И т.д. и т.п.

Разрубить эти узлы можно только следуя формуле, к которой некогда пришел Пьер Безухов - один из толстовских героев в «Войне и мире»: «Сопрягать надо, сопрягать…». Не собираюсь строить из себя эксперта, знающего ответы на все вопросы. Думаю, таких всезнаек в Красноярске вообще нет. И все же некоторые соображения по поводу наших вечных проблем выскажу. И как постоянный пассажир общественного транспорта. И как политический обозреватель.

В ГЛУХОЙ ОБОРОНЕ

Для начала вспомним события мая 2018 года, когда и началась эта реформа. Крайне неприятным сюрпризом для многих горожан стала внезапная отмена нескольких важных автобусных маршрутов, которыми пользовались тысячи безлошадных жителей Красноярска. Главные политические потери тогда понесла городская власть, поскольку у всех (в том числе и у автора этих строк) сложилось впечатление, что ликвидация маршрутов стало исключительно волевым решением муниципалитета.
Но не всё так просто. После дополнительного изучения вопроса выяснилось, что мэрия весной фактически оказалась припёртой к стенке. Революция началась внезапно и для чиновников. Большая часть маршрутов была ликвидирована по инициативе самих перевозчиков. Причины этого демарша лежали в основном в экономической плоскости, однако лично мне самым удивительным в той истории показалось то, что за разрыв договорных отношений предпринимателям ничего не было!
Оказывается, такие санкции вообще не были предусмотрены в контрактах! И эта деталь довольно точно характеризует взаимоотношения между властью и перевозчиками. Муниципалитет постоянно находится в глухой обороне, вынужденный защищаться как от натиска бизнесменов, так и от протестов пассажиров.

У СЕМИ НЯНЕК…

Растянувшаяся на несколько месяцев эпопея вокруг повышения транспортного тарифа четко иллюстрирует сложившуюся ситуацию. Перевозчики привычно наседали, власть решение вопроса всячески затягивала, в результате напряжение и недовольство всех участников процесса только увеличивалось.
Не в первый раз перевозчики предъявляют ультиматумы красноярской власти, причем аргументы всегда одни и те же – рост цен на топливо, запчасти и т.п. Раньше чиновники после небольшого торга, как правило, шли на уступки, но нынче споры длились практически полгода! На прошлой неделе министерство транспорта края наконец объявило, что проезд будет повышен в марте до 26 рублей за одну поездку. Радости пассажирам это известие, понятно, не прибавило, но хотя бы была снята тягостная неопределенность, уже породившая непонятки с транспортными картами.
  
Тарифные споры выявили еще одну очень важную проблему, выразившейся в известной пословице про семь нянек, у которых дитя остается без присмотра. Хотя здравый смысл подсказывает, что установление тарифа на городской общественный транспорт должно быть делом муниципальной власти, однако по закону этим почему-то занимается министерство транспорта края.
Понятно, что никто в Сером доме не хотел нести политическую ответственность за крайне непопулярное решение. В результате мы увидели классический бюрократический футбол с участием команд с разных этажей красноярской власти. Зачем-то региональное начальство решило по максимуму втянуть в процесс обсуждения будущего тарифа муниципальных чиновников и депутатов. Мы услышали очень разноречивые заявления от ответственных лиц, которые в этом контексте всего лишь звучали, как «мнения по поводу». Ведь реальных-то полномочий у города нет!

есть пробки (12).JPG

Но в результате у обывателя сложилось впечатление, что в процессе повышения платы за проезд участвуют все начальники без исключения. При этом краевой власти все равно не удалось переложить ответственность за непопулярное решение на муниципалов. Не исключаю, кстати, что декабрьская отставка руководителя департамента транспорта мэрии Дмитрия Петрова в немалой степени была связана именно с этими «перепасовками» ответственности. Из этой катавасии можно сделать один важный практический вывод: в Красноярске должен быть один Центр, который будет заниматься решением транспортных проблем столицы края. И находиться он должен не на Мира, 110, а на Маркса, 93.
  
СХЕМА НЕ ДЛЯ СМЕХА

Понятно, что транспортные неурядицы повышением тарифа не разрешить. И это в мэрии хорошо понимают. Не даром многие городские чиновники во главе с градоначальником ведут свою профессиональную родословную из транспортной отрасли. Сергей Еремин прекрасно понимает, что для улучшения ситуации с общественным транспортом власти придется одновременно запускать несколько процессов, которые чреваты немалыми рисками.

Во-первых, придется существенно менять транспортную схему. Для многих эта реформа будет очень болезненной, но без неё город в скором времени просто встанет. За последние годы в Красноярске заметно поменялась дорожная инфраструктура, появились новые микрорайоны, а общественный транспорт этих перемен как будто не заметил. Здесь очень много вопросов. В частности, недавно губернатор Александр Усс сообщил, что весной московские специалисты должны представить два варианта новой транспортной схемы – с классическим и так называемым «легким метро» (видимо, имеется в виду системы городских электричек).
Не уверен, что имеет смысл в очередной раз рассуждать о том, чего нет. Куда актуальнее привести в соответствие то, что есть. Маленький пример. В конце ноября наконец-то открыли Волочаевскую развязку. Все прекрасно, но почему-то для жителей Студенческого и Академгородка транспортная ситуация после этого события только ухудшилась. Кому-то очень «умному» пришло в голову убрать из этих густо населенных микрорайонов маршрут № 31! Да и в целом пока большой потенциал новой стратегической для города магистрали почему-то не используется для разгрузки коммунального моста…

Во-вторых, власти придется определиться с будущим муниципального транспорта. Нужно ли тратить на него в год почти 800 миллионов рублей? А, может быть, наоборот – увеличить инвестиции в развитие именно муниципального автобусного парка, дабы перестать играть в поддавки с частными перевозчиками? Будет ли в городе сделана ставка на экологически безопасный электрический транспорт? Уверен, читатели к этим вопросам добавят еще немало своих. Очень бы хотелось на них в ближайшее время услышать продуманные ответы.

Александр Чернявский

Фото: Сергей Черных

Подпишитесь:

Возврат к списку



Материалы по теме:

Сайт использует файлы cookie, обрабатываемые вашим браузером. Подробнее об этом вы можете узнать в Политике cookie.
ПринятьНастроитьОтклонить