На декабрьской сессии Заксобрания депутаты, наконец, определились с моделью управления в муниципальных образованиях края.
Во второй статье закона с бюрократически невзрачным названием «О некоторых вопросах организации органов местного самоуправления» сказано, что отныне «главы муниципальных образований в Красноярском крае избираются представительным органом муниципального образования из своего состава, если иное не установлено законом края».
Эта норма теоретически может быть изменена, если горсоветы и райсоветы захотят все же даровать народу право напрямую выбирать своих мэров. Для этого муниципальные депутаты должны собраться на сессию, принять соответствующее решение и выйти с инициативой в Заксобрание. Краевой парламент уже и будет думать, созрели граждане данной территории для столь ответственного выбора или нет.
Сию поправку внес в законопроект губернатор Виктор Толоконский, за что подвергся в минувший понедельник обструкции оппозиционно настроенных кандидатов. Его защищали соплеменники из «Единой России», чье большинство в краевом парламенте и решило исход дискуссии в пользу введения муниципального знаменателя.
Для подавляющего большинства территорий с появлением этого закона мало что в жизни изменилось, поскольку пресловутая двухглавая модель в муниципальных образованиях края внедрена почти повсеместно. В последние годы, правда, в широких провинциальных массах наблюдается желание вернуться к прямым выборам глав городов и весей. Эта тяга удивления не вызывает, если учесть, сколько внутриэлитных конфликтов мы наблюдали (и наблюдаем!) в разных уголках Красноярья…
Но сейчас мы говорим не о свободолюбивой глубинке, а о славном городе Красноярске, жители которого с 1996 года вплоть до наших дней сами выбирали своего градоначальника. Столицы края губернаторская поправка касается напрямую. Сейчас депутатам горсовета предстоит либо согласиться с краевыми законодателями и лишить своих избирателей права выбирать мэра либо все-таки срочно вносить инициативу в краевой парламент, которая позволит сохранить действующую модель власти в Красноярске.
В конце апреля депутаты горсовета по этому поводу уже принимали резолюцию, в которой единогласно высказались за прямые выборы. Такой же позиции в своих публичных выступлениях придерживался и мэр Красноярска Эдхам Акбулатов. Вряд ли муниципальные парламентарии будут совершать политическое харакири, чтобы порадовать товарищей из Серого дома. С большой степенью вероятности можно предположить, что в очень скором времени такая инициатива в Заксобрании появится.
И вот здесь может начаться самое интересное. Хотя на декабрьской сессии спикер Заксобрания Александр Усс заверил, что при таком развитии событий краевой парламент будет выступать только в роли «отдела технического контроля», однако у многих его коллег по этому поводу может быть иное мнение. И совсем не факт, что ЗС оставит нам право самим выбирать градоначальника. Понятно, что для депутатов, избранных в Красноярске, поддержка такого варианта будет означать политическое самоубийство, но в ЗС заседают не только парламентарии из краевого центра…
Правда, воплощение в жизнь этого сценария порождает другие проблемы. Сомнительно, что нынешний состав горсовета Красноярска вообще способен избрать главу — большинства в парламенте нет ни у одной из партий, а противоречия велики. Непонятно, на какой основе искать компромисс. Свежий пример Минусинска, где уже четыре месяца депутаты не могут избрать главу, наводит на невеселые мысли и в отношении возможного развития ситуации в Красноярске. Уж не говорю о недовольстве простых горожан, которые явно будут не в восторге от того, что их выключили из процесса избрания своего мэра…
Спрашивается, зачем вообще тогда нужно было городить весь этот огород? В кулуарах краевой власти шепчутся, что, дескать, на руководство региона надавила администрация Президента, недовольная первой, довольно либеральной версией вышеупомянутого закона. Дескать, страна переходит в мобилизационный режим, а вы в центре России вольницу муниципальную вольницу устраиваете!
Но информированные люди утверждают, что в первую очередь в появлении последней редакции этого закона заинтересована региональная власть, которая хочет взять ситуацию в Красноярске под полный контроль. Якобы подвигло краевое начальство на столь жесткий подход начало подготовки к Универсиаде-2019, ведь она в условиях кризиса становится главной финансовой рекой, текущей к нам из федерального центра. Эта версия вполне имеет право на существование, но все же есть подозрение, что сторонники тотального «муниципального знаменателя» рискуют нарваться на непредвиденные политические рифы.
Александр Чернявский
Подпишитесь: