Борьба за чистый воздух как национальная идея красноярского народа.
Чёрное небо подступило к моему окну. Фэйсбучная лента содрогается от воплей отчаяния и страшных проклятий в адрес загрязнителей и бездействующих властителей. Устрашённые близким апокалипсисом горожане готовятся спасаться бегством в солнечные края. И только политтехнологи цинично рассуждают о том, стоит или не стоит для увеличения явки на президентских выборах проводить 18 марта в Красноярском крае экологический референдум…
Честно говоря, зарекался уже писать на тему «черного неба» (или НМУ, как выражаются чиновники). Не хочется невольно подыгрывать тем, кто на этих проблемах наживает политический и прочий капиталец. И всё же, если ты пишешь про власть и общество, никуда от экологической проблематики не уйти.
С 2011 года в центре Сибири гремят бои за чистый воздух. Идут они с переменным успехом. Зеленая волна смыла в мусорное ведро истории проект строительства ферросплавного яд-завода, но ни на йоту не улучшила качество красноярского воздуха. Хотя, казалось бы, в борьбе с ферросплавными злодеями красноярский народ наконец-то обрел свою главную национальную идею. И совсем немного оставалось, чтобы превратить столицу края в цветущий оазис…
Но одно дело бороться с тем, чего ещё нет. И совсем другое – пытаться решить гнетущие своим неподъемным весом проблемы, которые накапливались десятилетиями. Можно, конечно, предъявить счёт советским начальникам, которые 60 лет назад почему-то решили, что ГЭС под боком у Красноярска и алюминиевый завод в черте города прибавят счастья сибирякам. Вот только от сведения счётов с прошлым смога в краевом центре меньше не станет.
Не следует забывать, что главные ключи от экологических проблем находятся в коридорах федеральной власти. И, понятно, почему некоторые отчаянные оптимисты ждут от приезда Владимира Путина на берега Енисея запуска долгожданной газифицикации Красноярья. Всё очень просто – без высочайшего пинка этот мегапроект так и останется любимой мечтой красноярских экологов.
Местному начальству при отсутствии необходимых полномочий приходится всячески креативить и изображать активность. Можно, например, создать профильное министерство с очень деятельным Часовитиным во главе. Можно выделить миллионы бюджетных рублей на гранты общественникам с зеленоватым отливом, однако все эти чиновничьи игры вряд ли помогут навести порядок с окружающей средой.
Вся эта суета последних лет начинает вызывать раздражение. Даже пресловутые митинги за чистое небо, на которых принимались резолюции с вполне конкретными предложениями по улучшению ситуации с экологической ситуацией, всё больше выглядят выпусканием пара общественного недовольства. Или хорошим информповодом для раскрутки политиков от экологии, возмечтавших о своей фракции в горсовете Красноярска. А вся кутерьма выглядит очередной профанацией и забалтыванием важных вещей
Очевидная загвоздка состоит в том, что разные силы пытаются в экологическом клубке найти самого главного загрязнителя. Для кого-то это стационарные источники промпредприятий. Для других – автомобильные выхлопы, печное отопление и безответственные бизнесмены. Для третьих – беспредел застройщиков и аффилированных с ними чиновников, давших добро на строительство микрорайонов, существенно ухудшивших «продуваемость» городского пространства. В этом гуле уже почти не слышно голосов тех, кто выступает за комплексный подход к проблеме. Такой подход не вписывается в эгоистическую логику лоббистов. И где тот Александр Македонский, который одним ударом осмелится сей узел разрубить?
Александр Чернявский
Подпишитесь: