По всей России число больных множится, сегодня их уже более 20 тысяч. Вирус распространяется стремительно, ведь он передаётся при общении и контакте. Люди заболевают, заражают других... Это рождает панику среди населения.
Страх толкает людей на необдуманные поступки. Раньше все скупали гречку и туалетную бумагу, потом имбирь и лимон, из-за чего цены на них ушли в стратосферу. Теперь люди начали оскорблять и травить больных коронавирусом, полагая, что те виноваты во всём, что происходит сейчас.
Например, в Усть-Куте Иркутской области взрослые затравили 7-летнего мальчика и его семью за то, что по приезде из Таиланда выяснилось, что ребенок заболел бессимптомно. Его мама вышла на работу после 2 недель самоизоляции, но результат анализа пришел лишь на 15-й день, когда по правилам карантин уже кончился…
В Алтайском крае появились призывы к расправе над женщиной, которая первой в регионе заразилась COVID-19. Сейчас этим делом занимается ФСБ.
Страх уничтожает в человеке человечность, простите за тавтологию. И мы начинаем кидаться друг на друга вместо того, чтобы поддержать и помочь в эти трудные времени. Почему так происходит и как справиться с травлей поможет разобраться кризисный психолог Василина Степанова.
Сами виноваты
Зачастую люди считают, что больные COVID-19 заразились из-за своей собственной халатности. Например, в разгар пандемии уехали отдыхать за границу (хотя тогда ограничений на выезд не было) или нарушали режим самоизоляции, гуляли и встречались с друзьями.
По словам Василины Степановой, в таких случаях срабатывает принцип «хорошие люди не попадают в плохие ситуации». То есть если человек заболел, то что-то делал неправильно. Это приводит к обвинению жертвы (виктимблеймингу). Так наше сознание защищается от идеи, что беда может случиться с каждым, что не всё можно спланировать и предугадать.
Если говорить про людей, которые намеренно пренебрегают мерами предосторожностями, гуляют, ходят в гости и т.д., можно предположить, что это их способ справляться со стрессом. По словам психолога, дело в том, что сейчас не установлены чёткие границы. Введён режим самоизоляции, но ЧС нет. Вчера с детьми нельзя было гулять, а сегодня можно. На выезде из города поставили блокпосты, а на дачу ездить разрешили – требования противоречивые.
Если же установить чёткие правила, то мы будем чувствовать себя более безопасно, поскольку всё станет понятным и определённым. Сейчас же человек сопротивляется вполне разумным профилактическим мерам, как бы проверяя, где пролегает граница. А точно нельзя? Или можно? А если я так сделаю, что будет?
Затравим их в интернете
Василина Степанова объясняет, что травля – это системное злоупотребление властью человеком или группой людей для подавления, унижения и оскорбления. Есть такое понятие – «кибербуллинг» – травля в интернете.
Важно понимать, что травля всегда направлена на конкретного человека, то есть про него пишут, говорят, ему угрожают, выставляют его фотографии или подробности личной жизни в публичное пространство с целью оскорбить. Как поясняет психолог, если речь сейчас идет о том, что в СМИ пишут «группа туристов вернулась из-за границы», а в комментариях пользователи негативно высказываются, это не совсем подходит под травлю. Всё-таки она не направлена на кого-то конкретного и здесь нет угрозы безопасности. Скорее, люди таким образом выражают свой страх и тревогу, находят того, кто во всём виноват.
Если же речь идет об определённом человеке, имя которого известно, и на него сыпятся оскорбления – тогда это уже травля. В случае с кибербуллингом первый совет Василины Степановой – не читать того, что пишут. Нет смысла заходить в комментарии, спорить, что-то доносить до людей – они боятся и не слышат аргументы.
Защити себя сам
Если оградить себя не получается, например, подобные комментарии пишут в личные сообщения или высказываются знакомые, человеку может понадобиться помощь. Очень важно, чтобы были люди, которые на его стороне. Часто, когда кого-то травят, в глубине души он начинает верить, что сам виноват, что заслуживает такого обращения.
По словам психолога, нужно обязательно разделить, за что человек несёт ответственность, а за что – нет. Например: да, я несу ответственность перед собой и своей семьей, что мы поехали в другую страну во время пандемии. Но я не виноват в том, что другие люди боятся от нас заразиться и не виноват в пандемии. Я соблюдаю меры безопасности и объективно угрозы не представляю. Суть в том, чтобы разделить рациональные переживания и иррациональные, которые мешают чувствовать себя хорошо.
«Если вы поймали себя на том, что хотите обвинить человека, подумайте, зачем вам это нужно? Что изменится? Вам хочется, чтобы он так больше не делал? Вероятно, человек не планировал болеть коронавирусом. Вам хочется, чтобы ему было плохо? Если человек болеет, ему и так не очень хорошо. И стоит задать вопрос себе, почему вам становится легче, если другому плохо? Если это страх, то обвинение другого вам не поможет, только сместит фокус. Поэтому есть смысл прицельно работать со своей тревогой и страхом. Может быть, хочется написать комментарий, потому что это круто? Тогда можно вспомнить, что травля приводит к серьёзным последствиям – вплоть до суицида. Стоит ли этот комментарий того?», – заключает Василина Степанова.
Материал подготовила Екатерина Леонардова