Нужен ли Красноярскому краю «как бы» бренд?
Министр культуры края Елена Мироненко по-прежнему пытается осчастливить земляков красивым региональным брендом. На днях при её поддержке красноярцам показали задумки московского агентства «Smart Heart», посвященные туристическому бренду края. Столичные товарищи (правда, вроде бы с красноярскими корнями) выдвинули три гипотезы по поводу возможной туристической «фишки» края под условным названием: «Для сильных духом», «Уникальное место. Уникальные люди», «Приключения – это просто». Казалось бы, все замечательно и можно только рукоплескать тому, что наконец-то «лёд тронулся», если бы не несколько «НО», которые ставят под сомнение успех всей затеи.
Мысль о необходимости скорейшего создания бренда Красноярья, бесспорно, правильная и всячески нами поддерживаемая. О том, что в 21-м веке уважающий себя регион не может нормально развиваться, если не научится правильно позиционировать и продвигать свое уникальное «Я» во внешний мир, мы писали неоднократно. В борьбе за инвестиции и человеческий капитал бренд – один из самых мощных козырей. Возвращались к этой теме совсем недавно. И не могу не согласиться с Еленой Николаевной, которая, надеюсь, вполне искренне сокрушается по поводу «неизвестности» Красноярья в других городах и весях.
«Нас не воспринимают как отдельный субъект. Когда мы объясняем, где мы, мы говорим: между Алтаем и Байкалом. Отсутствие бренда Красноярского края является сдерживающим фактором узнаваемости как на российском, так и на международном рынках», - так объяснила Елена Мироненко свой интерес к этой теме.
Вполне объяснимо, почему она столь активно интересуется именно туристической ипостасью регионального бренда. Пару лет назад эту сферу из спортивного министерства, где она долгое время прозябала на галерке, передали под эгиду Минкульта. Определенная «движуха» благодаря энергии и амбициям Мироненко началась. Можно хотя бы вспомнить, как в конце 2015 года был объявлен краевой конкурс на лучший слоган и логотип региона. Закончился он, правда, ничем. Но такой печальный исход эксперты прогнозировали. Художественная самодеятельность в таком сложном деле, как брендинг, изначально была обречена на фиаско.
Возможно, именно эта неудача подтолкнула Минкульт к сотрудничеству с профессионалами. Правда, не совсем понятно, почему (и на каких условиях) в качестве партнеров Министерства культуры была выбрана столичная фирма. Что - на берегах Енисея совсем плохо стало с кадрами? Не верю. Могу навскидку назвать несколько профессионалов на этом поприще, которым вполне по силам создать достойный продукт. Например, Николай Иваненко, Владимир Перекотий или Андрей Копытов. Возможно, они смогли бы объяснить прелестной чиновнице и московским коллегам, что создавать туристический бренд Красноярья не имеет особого смысла, если нет общего бренда региона. Пока же получилась еще одна вариация на тему телеги, запряженной впереди лошади. Можно, конечно, попытаться придумать красивую сказку для туристов, создать бренд-бук и даже выбить под это дело нешуточный бюджет, но сомневаюсь, что этот «как бы» бренд даст хотя бы рубль прибыли туриндустрии края.
В этой ситуации Елена Мироненко, похоже, стала заложницей ситуации. С одной стороны, с нее требуют каких-то побед на туристическом фронте. С другой стороны, очевидно, создать бренд Красноярья не по силам отдельно взятому министерству. По моему глубокому убеждению, исключительная важность бренда региона обуславливает высокий уровень кураторства и даже личной вовлечённости. В нашем случае это, конечно же, уровень губернатора. Может быть, мэра Красноярска. Но никак не министра.
Вообще интересно, как местное начальство будет обеспечивать приток зарубежных туристов на Универсиаду – 2019 без реального продвижения края? На недавнем совещании по подготовке к Универсиаде вице-премьер федерального правительства Виталий Мутко пообещал нам в марте 2019 года 170 тысяч зрителей на трибунах. Где организаторы их возьмут? До форума осталось всего два года. То есть время-то почти упущено, потому что региональный бренд за такое короткое время не создается. Если работу начать сегодня, то в марте 2019 года мы будем находиться только на первом этапе. Возможно, проблему притока туристов попытаются решить с помощью дорогостоящей рекламной кампании, но не стоит обольщаться по поводу её эффективности. Скорее всего, «массовость» форума вновь обеспечат с помощью школьников и студентов.
Самое грустное заключается в том, что «свято место пусто не бывает». Пока чиновники пытаются малыми средствами решить грандиозную задачу, почти стихийно создается негативный образ Красноярска, как «города черного неба». И это уже не шуточки. Такие вещи крайне сложно потом будет выковыривать из мозгов горожан, засоренных экологическими проблемами (реальными и мнимыми). Власть в этом соревновании явно находится в роли догоняющей. И всё меньше шансов, что погоня увенчается успехом.
Александр Чернявский
Подпишитесь: