Руководство компании провело традиционную встречу с заинтересованными сторонами. На этот раз она прошла под девизом «Навстречу устойчивому будущему: 90-летие Норникеля».
Заинтересованные стороны в таких диалогах с компанией – это представители общественности, конечно сотрудники и руководители самой компании, коллеги из других компаний и бизнес-сообщества, представители инвесторов, эксперты в области устойчивого развития (ESG), представители региональной и федеральной власти, некоммерческих организаций, СМИ.
Первым итоги работы в 2024 году в своём направлении и видение будущего представил вице-президент по экологии и промышленной безопасности «Норникеля» Станислав Селезнёв. Оно и не случайно – как отметил Станислав Сергеевич, тема экологического благополучия традиционно в топе внимания людей вне зависимости от политической и экономической ситуации.
Разумеется, главное внимание и самого «Норникеля», и участников диалога заинтересованных сторон – самому масштабному экологическому проекту не только компании, но и всей Российской Федерации – Серной программе. Станислав Селезнёв подтвердил, что с пуском второй очереди и выходом комплекса по утилизации сернистых газов на Надеждинском металлургическом заводе на проектную мощность «Норникель» в 2024 году выполнил обязательства перед государством. Более того – можно смело говорить, что именно благодаря реализации Серной программы в Норильске в 2024 году выполнены показатели всей России по федеральному проекту «Чистый воздух». В 2025 году перед «Норникелем» стоит ещё более амбициозная задача: экологический комплекс на «Надежде», который вышел на проектную мощность, должен утилизировать в два раза больше диоксида серы, нежели годом ранее.
Но как оценить тот факт, что в 2024-м году 319 тысяч тонн выбросов в сравнении с 2015-м годом НЕ ПОПАЛИ В АТМОСФЕРУ? Как цифры, которые подтверждают эксперты ЦЛАТИ (Центр лабораторного анализа и технических измерений Росприроднадзора), превратить в картину, понятную самой широкой аудитории и в первую очередь – норильчанам? Станислав Селезнёв рассказал, как устроена «двухконтурная» система контроля за состоянием воздуха в Норильском промрайоне, созданная «Норникелем».
ЭКОЛОГИЯ ВИДИМАЯ И НЕВИДИМАЯ
«Первое – это обязательное требование законодательства, через некоторое время оно станет обязательным для всех предприятий. Это система автоматического контроля на производстве, т.е. условно говоря, на каждой трубе должен стоять датчик, который меряет концентрацию и объём выбросов и в режиме онлайн передаёт информацию всем заинтересованным контролирующим органам. Мы столкнулись с огромными сложностями при её построении, - отметил Станислав Селезнёв. –
Оказалось, что российские компании вообще не производили такое оборудование. В январе 2022 года у нас был объявлен тендер на поставку оборудования, заявились 5-6 компаний-импортёров, а 24-25 февраля все они ушли. И весь 2022-й год мы искали кого-нибудь в России, кто может это делать. Нашли ребят, которые в Казани почти на коленке собирали по два-три аппарата в год, и вместе с ними смогли выстроить производство систем автоматического контроля в России. Контроль выбросов на производстве – это не просто купить на маркетплейсе какой-то бытовой датчик, куда-то примотать и вроде что-то мерить. У нас трубы в 200 метров, внутри – агрессивная среда под 200 градусов температуры с кислотой, с мелкими частицами – так называемая абразивная... Туда какой датчик ни засунь – через 15 минут его просто нет! Поэтому контроль на производстве - это очень сложная система».
По словам вице-президента «Норникеля» по экологии, при создании и монтаже системы мониторинга промышленных выбросов пришлось вести капитальное строительство, врезать в действующие газоходы системы отбора проб, каждая из которых стоит несколько десятков миллионов рублей. Тем не менее, на сегодняшний день 6 таких систем установлены на Надеждинском металлургическом заводе, как раз там, где реализована Серная программа, и одна на Медном заводе. В 2025-м году компания начнёт передавать данные в Росприроднадзор, в результате его специалисты без выезда на предприятие будут в режиме онлайн видеть, сколько чего выбрасывается в воздух, смогут оценивать динамику снижения выбросов от реализации Серной программы и фиксировать её эффективность.
«Второй контур» экомониторинга – информирование жителей. Формально такое требование государство предприятиям не предъявляет, это добрая воля компании. «Норникель» создал в Норильске первую в Заполярье систему комплексного мониторинга качества воздуха в городе. 16 станций установлены в самом Норильске и на прилегающих территориях. Подобно промышленной, эта система выдаёт результаты измерений в цифрах, но для удобства горожан, которые могут свободно получать эту информацию в интернете, разработан удобный интерфейс, который показывает состояние воздуха в цвете: красный, жёлтый, зелёный, т.е. сильное превышение, среднее превышение и нет превышения.
«Многие спрашивают: не боитесь такие сведения показывать? Нет, наоборот это наше желание, - подчеркнул Станислав Селезнёв.
– Многие почему-то исторически считают, что в Норильске невозможно дышать. С помощью этой системы мониторинга мы сможем доказать, что в Норильске воздух стал гораздо лучше, чем многие считают, хотя это действительно промышленный город. Вы спросите: «Бывают ли «жёлтые» и «красные» дни?» Да, бывают! Также есть и так называемый режим НМУ – неблагоприятные метеоусловия, когда атмосфера в таком состоянии, что не позволяет рассеиваться загрязнениям воздуха. Но и в такие периоды мы научились работать. Дополнительно к датчикам на предприятии стоят системы, которые прогнозируют, в какую сторону и в каком размере через 2-3 часа пойдет шлейф от трубы. И мы превентивно снижаем производство, т.е. реагируем на НМУ до того, как оно наступило, что тоже является собственной инициативной разработкой компании и помогает нам избегать существенных всплесков загрязнения воздуха».
ДЕКАРБОНИЗАЦИЯ – СТРАТЕГИЯ И КОНЪЮНКТУРА
После многих лет «ожесточённой борьбы» с глобальным потеплением и углеродным следом маятник общественного сознания в мире качнулся в обратную сторону – достаточно послушать нового президента США. Но солидные компании строят свою стратегию устойчивого развития в соответствии не с модными поветриями, а со своими стратегическими, научно обоснованными расчётами. Потому «Норникель» продолжает уверенно двигаться по утверждённой траектории декарбонизации производства.
«У нас в 2024 году была самая крупная сделка в России по покупке углеродных единиц: мы купили их у Русгидро, - напомнил Станислав Селезнёв.
– Но нам этого показалось мало. В Кольском дивизионе мы перешли на электрический обогрев в шахте, оформили это как климатический проект, прошли всю процедуру оценки и получили в конце 2024 года официальное подтверждение о том, что «заработали» более 16 тысяч углеродных единиц. Конечно, нам хочется, чтобы рынок углеродных единиц появился, мы активно в этом участвуем. Но пока, на мой взгляд, этот рынок будет развиваться достаточно слабо, потому что чётких обязательств по снижению углеродного следа у компаний нет. Появилось лишь обязательство отчитываться об углеродном следе перед государством, но это означает просто предоставлять информацию. Все разговоры о том, что будет введён углеродный налог на выбросы, пока остаются лишь разговорами…»
Но «Норникель» тем и отличается от многих других производственных гигантов, что часто работает на опережение, по сути задавая тренд в том или ином направлении, которому потом будут следовать другие. Так, например, в Забайкальском крае компания строит солнечную электростанцию. И это не «модное поветрие», а обоснованный расчёт. Забайкалье – один из самых солнечных регионов России. В это трудно поверить, но по данным метеорологов в Чите количество солнечных дней в году в 2 раза больше, чем в Сочи!
«Мы пошли таким «финансово-сберегающим» способом, - рассказал Станислав Селезнёв.
– Самая дорогая часть солнечных электростанций – это накопители, которые днём энергию накапливают, а ночью отдают. Мы решили уйти от этих ёмкостей. У нас днём система полностью работает на Солнце, а когда оно начинает садиться, автоматически добавляется традиционная генерация. Ночью энергоснабжение полностью традиционное, но ночью в основном все спят, поэтому и расход электроэнергии минимальный».

ИДЕОЛОГИЯ ЭКОЛОГИИ
Кроме промышленной и энергетической составляющих организации гармонии с природой и здоровьем человека есть ещё просветительская, воспитательная составляющая в мировоззрении каждого такого человека.
По мнению вице-президента «Норникеля» по экологии, людям с детства надо прививать любовь к краю, где они живут, бережное отношение к природе. У «Норникеля» масса экологических волонтёрских проектов, о которых регулярно рассказывает «1-LiNE». Например,
традиционный экологический саммит в Красноярске из большого, но всё-таки преимущественно корпоративного мероприятия, превратился в событие национального масштаба, в котором теперь принимают многие крупнейшие компании России и их волонтёры.
Интересный крупный проект — научное волонтёрство, в которое «Норникель» вовлекает студентов профильных специальностей и молодых учёных. Компания включает будущих экологов, промышленных экологов и других молодых специалистов этой сферы в состав исследовательских проектов и экспедиций. В частности в 2024 году такие группы участвовали в исследованиях в заповедниках, с которыми сотрудничает «Норникель».
«Технологические решения, научно-технические заделы, которые представлены и успешно реализованы, они, помимо всего прочего, формируют новую современную парадигму симбиоза промышленного развития и экологии. Одновременно это вклад в потенциал научно-технического развития страны и достижения целей экологического благополучия», - сказал в ходе обсуждения основных направлений будущего ESG-отчёта «Норникеля» председатель Общественного совета при Росгидромете Вадим Петров, назвав применяемые компанией решения в этой области поистине прорывными.
.