Парадная форма горняков похожа на военную. Многие из них в своей жизни с честью носили и ту, и другую. Почётный гражданин города Назарово Дмитрий Данилович Абрамов удостоен не только всех возможных шахтёрских наград, но и боевых.
Родился Дима Абрамов в крепкой крестьянской семье на Алтае в селе Ненинка 7 ноября 1924 года. В начале 1930 года руководство СССР объявило «о ликвидации на селе кулачества как класса», и за последующие два года на спецпоселения были высланы более полумиллиона крестьянских семей численностью более 2,5 млн человек. Под каток репрессий попала и семья Абрамовых, которую можно отнести к середнякам (20 гектаров пахотной земли, лошадь, плуг, борона, сеялка и косилка). Когда их отправили на север в исторически ссыльный «Нарымский край» в Томской области, Диме было 5 лет, его брату (вскоре он умер от цинги) – 4 года.
Позднее, когда стало возможным, Абрамовы перебрались на Кузбасс в город Сталинск (с 1961 года – Новокузнецк), где шло грандиозное строительство. Помните, как у Маяковского?
«По небу тучи бегают,
дождями сумрак сжат,
под старою телегою
рабочие лежат.
И слышит шёпот гордый
вода и под, и над:
«Через четыре года
здесь будет город-сад!»…
Отец Дмитрия трудился на кладке доменных печей, потом работал путейцем. Мама была домохозяйкой.
В начале 40-х семья Абрамовых переехала в Кемерово, где отец устроился забойщиком на шахту «Северная». Дмитрий по окончании 7 классов пошёл в Кемеровский горный техникум. А в 41-м году, с началом войны, в 16 лет стал тоже работать на шахте «Северная» электрослесарем. В 42-м году пошел учиться в Днепропетровский химико-технологический институт, который тогда эвакуировали в Кемерово. Однако уже в 1943-м, по достижении 18 лет Дмитрий был призван в армию. В Бердске на распределительном пункте его в ряду других новобранцев направили в школу младших командиров в 16-м артиллерийском полку, где он получил звание младшего сержанта.
После такой подготовки Дмитрий Абрамов оказался в подразделении, которое вело борьбу с украинскими националистами («бандеровцами») в Западной Украине на территориях, освобождённых Красной Армией. С ноября 1944-го – непосредственно на фронте.
«Боялся первое время, молодой был. Пуля пролетит – нагибаешься. Мужики смеялись, говорили, что привыкну. И, действительно, привык… Мне грех жаловаться, на фронте ни разу ранен не был, ничем кроме простуды не болел. А вот из моих друзей до победы дожило лишь около десятка…» - вспоминает Дмитрий Данилович.
Командир взвода управления старший радиотелеграфист сержант Абрамов обеспечивал связь между дивизионами 365-го Фокшанского артиллерийского полка 163-й стрелковой дивизии.
Из приказа от 30 апреля 1945 года по 163-й Ромненско-Киевской ордена Ленина Краснознамённой, ордена Суворова и ордена Кутузова дивизии 3-го Украинского фронта:
«В бою 9 апреля 1945 года за высоту 321, когда телефонная связь часто рвалась, держал связь по рации, благодаря чему была отбита контратака и огнём дивизиона уничтожено 2 пулемёта и 20 солдат противника. В боях за деревню Фухстрабен 11 апреля 1945 года, когда телефонная связь была ещё не налажена, помогал командиру дивизиона управлять огнём, чем обеспечил продвижение нашей пехоты. Дивизионом было рассеяно до роты пехоты и обоз, уничтожено 15 солдат и 4 повозки противника. В боях за деревню Рор 12 апреля 1945 года радиостанция товарища Абрамова вышла из строя. Тогда он стал помогать телефонистам исправлять телефонную связь и прокладывать новую линию, причём им было исправлено до 25 порывов телефонной линии».
За описанные боевые заслуги Дмитрий Абрамов был награждён орденом Красной Звезды. Позднее нашла его и другая награда – орден Отечественной войны II степени. За год фронтовой службы он прошёл Румынию, Венгрию, Чехословакию, о победе узнал 10 мая в Австрии.
Как бывший студент Дмитрий был демобилизован в ноябре 1945 года. Дома в Кемерове его ждала печальная весть: в шахте погиб отец. Мать и маленькая сестрёнка остались без средств к существованию, забота о них легла на молодого фронтовика. В 1948-м году семья переехала в город Черемхово Иркутской области. Там Дмитрий Абрамов женился, работал на шахте, на Храмцовском разрезе и одновременно учился в Иркутском горно-металлургическом институте. В 1956 году окончил его с красным дипломом, поэтому мог сам выбирать будущее место работы. Решил ехать в Красноярский край в посёлок Назарово:
«Друзья рассказывали, что здесь хорошие места. Посёлок был развивающийся… Рассказывали, что Назаровский разрез разрабатывает огромные пласты угля. Вот и решил сюда приехать».
Знаменитому полководцу Александру Суворову приписывают крылатую фразу: «Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом». Дмитрий Абрамов смолоду понял, что не менее значимо и верно обратное: «Плох тот генерал, который не был солдатом»:
«На Назаровском разрезе мне сразу предложили должность помощника главного инженера, но я отказался – сам решил, что недостаточно опыта. Александр Михайлович Гуськов меня взял горным мастером на добычной участок. Я привёз в Назарово жену и дочь – жили в «коммуналке» на три семьи. Это уж потом мы «двушку» в сорок метров получили…».
В этой фразе – сразу два из ряда жизненных постулатов Дмитрия Даниловича, которые он реализовывал на Назаровском разрезе, пройдя путь от горного мастера до руководителя предприятия. Первый «принцип Абрамова» Виктор Маврин (ставший со временем директором Бородинского разреза) охарактеризовал так:
«У Дмитрия Даниловича была практика: каждый молодой специалист, даже с дипломом о высшем образовании, прежде чем получить свой служебный кабинет, обязательно должен был приобрести практический опыт работы на горной машине. Вот и мне пришлось, имея на руках диплом горняка-инженера, сначала пройти недельный курс в учебном комбинате разреза и поработать помощником машиниста экскаватора. Не скрою, поначалу обижался. Думал, мне не доверяют, в моих знаниях сомневаются. А потом, поработав на экскаваторе и перейдя на «кабинетную» службу, понял: такой опыт очень важен, полезен».
Второй «принцип Абрамова» оттуда же – из личного опыта жизни простого горняка, из времён семейной жизни в «коммуналке» в необустроенном посёлке. Когда в 1971 году Дмитрий Данилович возглавил Назаровский угольный разрез, одной из важных задач стало социальное обеспечение угольщиков.
«В первую очередь необходимо было обеспечить всех нуждающихся жильем, а таких насчитывалось порядка 800 человек. Пришлось заниматься строительством жилья, и к 1982 году «квартирный вопрос» на разрезе был снят. Но молодому трудовому коллективу Назаровского разреза нужно было не только собственное благоустроенное жилье, вновь создававшиеся шахтерские семьи нуждались в детских садах, которых катастрофически не хватало. Поэтому уже в 1973 году был введен в эксплуатацию первый детский сад «Росинка», а в 1980 году – детсад «Сказка» на 320 мест. Как руководителю предприятия мне хотелось сделать всё для того, чтобы наши угольщики и их семьи были здоровы. Поэтому было принято решение строить свой профилакторий. После ввода в эксплуатацию в нем ежегодно оздоравливалось до полутора тысяч наших работников и членов их семей», - вспоминает Дмитрий Данилович.
Ну, а главный «принцип Абрамова» прекрасно виден по итогам его реализации: к 1982 году объём угледобычи на Назаровском разрезе вырос с 6 млн до 15 млн тонн в год. В 1978 году достижения горняков особо отметил председатель Совета Министров СССР Алексей Косыгин, лично посетивший разрез.
«За 14 лет руководства Назаровским разрезом Дмитрий Данилович произвёл на предприятии подлинную техническую революцию, - утверждает Герой Социалистического труда СССР Виктор Александрович Гуськов, начинавший свою горняцкую биографию под началом Дмитрия Абрамова на Назаровском разрезе, а затем руководивший объединением «Красноярскуголь».
– На смену маломощным 4-кубовым экскаваторам пришли 8-кубовые. Всего за эти годы было запущено в работу 36 новых машин, многие из которых именно на Назаровском разрезе прошли рабочие испытания и апробацию «в полевых условиях». В их числе такая уникальная отечественная техника, как стокубовый вскрышной экскаватор ЭШ-100/100 (один из крупнейших шагающих экскаваторов в мире!). Были запущены в работу четыре роторных экскаватора ЭР-1250. Два экипажа добились рекордной в стране производительности труда, добыв за год более 4 миллионов тонн угля. Машинист экскаватора Борис Александрович Аксёнов стал Героем Социалистического труда, его коллеги Пётр Васильевич Черпаков и Николай Захарович Володьков – Лауреатами Государственной премии СССР. Более 100 работников разреза награждены трудовыми орденами и медалями. Общий объем добычи угля увеличился вдвое».
Интересным сейчас в пору роста интереса к промышленному туризму является следующий факт: одним из элементов популярного туристического маршрута по Красноярскому краю было посещение Назаровского угольного разреза и знакомство с крупнейшим в Евразии шагающим экскаватором ЭШ-100/100. Эту махину массой 11 тысяч тонн, сделанную на Уралмашзаводе, монтировали на разрезе 7 лет, управлял ей экипаж из 40 человек!
«Несколько лет подряд мы завоёвывали переходящее Красное знамя ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ. Эта почётная награда была передана нашему коллективу на вечное хранение. Не один раз разрез «Назаровский» побеждал во Всесоюзном социалистическом соревновании шахтёрских коллективов страны и получал приз имени Стаханова. Эта высшая награда для всех угольщиков СССР также была вручена нам на вечное хранение, - перечисляет Дмитрий Абрамов заслуженные награды, полученные предприятием в период его руководства.
– Назаровский разрез – единственный из разрезов был определён школой передового опыта в системе Министерства угольной промышленности СССР, и к нам за опытом приезжали руководители предприятий со всего союза. Я был назначен руководителем этой школы. Наш разрез стал настоящей кузницей кадров. Очень многие специалисты уходили от нас с повышением на руководящие должности».
Сам Дмитрий Данилович выходил из дома в 7 утра и возвращался в 8-9 часов вечера. Не жалел на любимую работу ни времени, ни сил, везде старался успеть, за всем лично проследить. Вот только на себя и на своё здоровье времени не хватало, в результате в 1984 году случился инфаркт…
«Когда я оправился от инфаркта, жена посадила меня за стол, дала мне бумагу, ручку и сказала: «Пиши увольнительную!», - вспоминает Дмитрий Данилович. И он ушёл на заслуженный отдых. Все, что мог он сделать за 14 лет для Назаровского разреза, он сделал.
Годы работы в угольной отрасли добавили к боевым наградам Дмитрия Абрамова трудовые: орден Трудового Красного Знамени, орден «Знак Почёта», знаки «Шахтёрская слава» трёх степеней, звание Заслуженного шахтёра РСФСР (до него из директоров угольных разрезов это звание не получал никто!). А в 2001 году Дмитрию Даниловичу присвоили звание Почётного гражданина города Назарово.
Но ордена, заслуги, почёт – не повод успокоиться и почивать на лаврах. Несмотря на более чем почтенный возраст, Дмитрий Данилович Абрамов сегодня – один из главных инициаторов и уж точно главный консультант специальной экспозиции, посвящённой Назаровскому угольному разрезу, созданной в Музейно-выставочном центре города Назарово к 70-летию разреза, 60-летию города и 20-летию Сибирской угольной энергетической компании (СУЭК).