Александр ЗАИКА, к. и. н., заведующий музеем археологии и этнографии КГПУ им. В. П. Астафьева:
«Такое явление культуры, как петроглифы, представляется в этом плане особенно ценным, поскольку несет некую духовную нагрузку, отводя материальную сторону бытия на второй план. Именно петроглифы дают ответы на главные вопросы: как жил человек, во что верил, к чему стремился… Я и сам люблю рисовать, поэтому мне легче понять, что хотел сказать древний художник. Восхищает и оформление «каменных картин». Вот, к примеру, идет по скальной плоскости караван, заворачивает «за угол» скалы — переходит на соседнюю плоскость. Я сразу вижу руку разных мастеров и то, что детали «полотна» написаны в разные эпохи. Хотя и в рамках одной культуры можно говорить о различных веяниях, о том, как, не отходя от канонов, каждый художник вносил в общий сюжет что-то свое. Это настоящая живопись, а не просто иллюстрация обычных бытовых моментов, а может, и послание потомкам! Уровень искусства граффити первобытных времен очень высокий, так что утверждать, что в Приенисейской Сибири от Монголии до Эвенкии жили «примитивные люди», нельзя».
Почитать о знаменитых на весь мир петроглифах Шалоболинской писаницы можно в колонке Виктории Рефас.
Подпишитесь: