Красноярск: пробки 0
Поднимающие историю

Поднимающие историю

2015-04-19

В начале марта завершился прием заявок от волонтеров на участие в 5-м полевом сезоне экспедиции «Кызыл — Курагино». В этом году победители конкурса отправятся в Туву и на юг Красноярского края, чтобы вплотную заняться археологическими раскопками на уникальной, хранящей множество тайн земле.

Как рассказали 1-LINE в пресс-службе Русского географического общества, на этот раз на конкурс поступило более 1 500 заявок из 74 регионов России и 39 иностранных государств. Есть волонтеры, которые принимают участие в экспедиции с 2012 года и подают заявку уже в четвертый раз. При этом по традиции на раскопки поедут не только профессиональные археологи, но и любители.

Что же так тянет людей в степи, тысячелетиями скрывающие историю от посторонних глаз? Об этом 1-LINE беседует с кемеровским археологом Андреем Кирилловым.

ВСЕ ИЗ ДЕТСТВА

Страсть к археологии у меня проявилась с детства. Несколько лет я провел в старинной деревне Бархатово, что в Топкинском районе Кемеровской области. Там жили мои бабушка и дед. Деревня имела богатую историю, повидала и Гражданскую войну. Со старых времен в бархатовской земле осталось немало интересных вещей. Помню, как в подполье дома я нашел старинную монету. Еще как-то раз при копке грядок моя матушка обнаружила пуговицу с изображением орла — оказалось, солдатская, еще царских времен.

С 11 лет я начал собирать свой маленький музей. Когда мне исполнилось 15, я стал внештатным сотрудником Музея археологии, этнографии и экологии Сибири — он работал при кафедре КемГУ, туда я позже и поступил учиться: после окончания школы я уже точно знал, чем хочу заниматься и кем быть, благо родители мои меня не отговаривали.

Так началось мое знакомство с археологией — с огромным энтузиазмом, жаждой приключений и, конечно, не без юношеского максимализма. Тогда мне было 17 лет. А в 18 я попал на свои первые раскопки, они проходили в Казахстане, под городом Талгаром. Сказать, что мы были счастливы, — ничего не сказать. Утром ты видишь рассвет в горах, на которых летом лежат снежники, ночью — бессчетные россыпи звезд. Руководителем нашей практики был замечательный человек — доктор исторических наук Николай Максимович Зиняков. Мы тогда копали часть города Х–ХI века. Нашли массу керамики и следы процесса обработки железа. Так мы узнали, что такое бровка (разделительная часть между квадратами копки) и что по ней не ходят, что такое квадрат, культурный слой и стратиграфия. С этого все и началось. Когда тебе 18, такое запоминается на всю жизнь.

Талгар, Казахстан, 2007 год

НЕИСТРЕБИМЫЙ ВАСЯ

Позже я участвовал в петроглифических экспедициях на территории Красноярского края и Хакасии. Руководителем экспедиции была Елена Миклашевич, замечательный специалист и человек, которая сделала многое для сохранения памятников наскальной живописи. С ней я побывал в трех экспедициях, участниками одной из них стали и представители других стран — Норвегии, Великобритании. Мы старались сохранить и зафиксировать изображения памятников наскальной живописи. Защищать приходилось историю от природы и людей, но если рост мха на камне — это естественный процесс, то желание людей остаться в истории со словами: «Здесь был Вася, 2012 год» — необъяснимо. Примечательно, с каким бережным отношением к истории края отнеслись иностранцы, участвующие в нашей экспедиции. Помню, что для окурков у них была отдельная коробочка, а отношение к памятникам истории — будто они сделаны из хрусталя.

Хакасия, 2011 год

КЫЗЫЛ — КУРАГИНО

Два года назад я впервые попал в проект «Кызыл — Курагино». То, что меня приняли, было приятной неожиданностью. Так же, как и сейчас, отбор велся из большого числа заявок, ведь ребята едут со всей России, со всего мира. Об экспедиции я узнал от своего друга, на тот момент он учился в Москве, дал мне ссылку на заполнение анкеты. Я заполнил и благополучно о ней забыл. Но через пару месяцев мне пришло приглашение. Радости не было предела, сразу же появились мысли о том, что меня ждет, что брать с собой, руки сами тянулись паковать рюкзак. Так я стал участником археологической волонтерской экспедиции «Кызыл — Курагино», 3-й смены 2013 года в лагере «Ермак» Красноярского края.

И вот оно, путешествие! За плечами тяжелые рюкзаки, в руках билеты, родители провожают на перроне, поезд тронулся, в стакане с чаем зацокали ложки... Сразу скажу, что экспедиция не зря называется волонтерской — все затраты на проезд, проживание и питание в лагере берут на себя Русское географическое общество и спонсоры проекта. С собой мы взяли деньги на сувениры, шоколад, сотовую связь. Наш путь лежал по маршруту Кемерово — Новосибирск — Абакан. В Абакане нас встретил автобус, на нем мы и добрались до «Ермака». Дорога проходила через изумительно красивую местность.

На месте нас встретил начальник лагеря Денис Гергилев. Про него можно смело сказать — настоящий сибиряк, человек сильный, добрый, внимательный к проблемам каждого. После знакомства он провел экскурсию по «Ермаку». Потом мы определились с палатками, для нас были приготовлены баня и горячий душ.

Вид из окна палатки в лагере «Ермак», 2013 год

ПОЛИТИКУ С СОБОЙ НЕ БРАЛИ

Лагерь располагался в живописном и в то же время диком месте: с одной стороны — гора Ермак, с другой — река Ус. С нами был проведен инструктаж по технике безопасности: нас просили не покидать территорию лагеря, дабы не встретиться с медведями, которых явно привлекал наш дружный коллектив. Вопросов ни у кого не возникло, а чувство ответственности за жизнь свою и друга появилось сразу. Кроме того, в лагере действовал строгий сухой закон, при таком количестве людей это необходимо.

Жили по 7–8 человек в армейских палатках, внутри было тепло, имелись печи. Дрова мы кололи и развозили сами, в первую очередь заботясь о палатках, в которых проживали девушки. Дежурили группами на кухне — старались быть полезными везде, где нужна помощь. Помню дежурства, когда весь день проводишь с человеком, работаешь с ним вместе, и через некоторое время уходит неловкость, за общей работой узнаешь о его жизни, планах на будущее. Приходит понимание того, что хоть мы и живем в разных странах, городах, все похожи в одном: каждый хочет иметь работу по душе, завести семью, путешествовать, открывать что-то новое. У нас были ребята с Украины, из Болгарии — а политику с собой никто не брал, только конфеты и монеты, которыми мы менялись на память.

Подъем был ранним, умывались холодной водой, бежали на зарядку. Перед работой тело необходимо разогреть: работа у каждого была не из легких. Это были не первые мои раскопки, но я делал то же, что и все, — раздерновка (снятие верхнего слоя грунта), его вывоз в отвал, зачистка. И так все утро. Остальную работу выполняли археологи, к лагерю которых мы были прикреплены. Они занимались фиксацией находок, заносили их в специальную программу, и потом можно было увидеть, на каком квадрате, что и на какой глубине обнаружено. Работали мы под руководством Николая Боковенко.

Перед обедом за нами заезжали автобусы, и мы, грязные, усталые, ехали в наш лагерь принимать холодный душ и готовиться к обеду. Аппетит у всех был отменным. С благодарностью вспоминаю работников кухни: кормили нас не хуже, чем дома. На раскоп нам выдавался сухой паек — из сока, фруктов, шоколада.

Что удивило на раскопе? Количество участников. Обычно приходилось работать небольшими группами человек по 15–18, а здесь — масса людей, рвущихся в бой, многие из ребят на раскопках были впервые — в глазах горели энтузиазм и желание найти что-то интересное.

После раскопа известные археологи читали нам лекции об истории края, археологии, методиках проведения раскопок. В свободное время, кто хотел, мог заняться спортом, поиграть в пинг-понг или шахматы. Ребята организовали литературный клуб, газету, учили играть на гитаре, делали презентации своих стран и городов. Вечером нас ждала баня, а после посиделки у костра, песни... Кто-то находил себе пару, а кто-то скучал по дому.

Лагерь «Ермак»: на работу

НЕМНОГО О ДУШЕ

За время экспедиции мы успели посетить историко-этнографический музей-заповедник «Шушенское». Я был там уже не в первый раз. Очень люблю это место. Раньше там больше про ссылку Ленина рассказывали, теперь упор сделан на знакомство с памятниками деревянного зодчества прошлых веков. Помню, как на меня нахлынули воспоминания, когда я зашел в один из домов: вспомнил детство, запах старых бревен, из которых был собран дом моей бабушки, крынки, иконки в углу, старые фотографии... Наверняка кто-то из читателей переживал в этом месте подобное.

Запомнилась поездка в Национальный музей Республики Тыва. Тогда я впервые побывал в Кызыле. Поразила архитектура — сочетание элементов советской эпохи и традиционных азиатских мотивов. Такого я больше нигде не видел.

Одна из самых запоминающихся поездок — в природный парк «Ергаки». Это место напомнило нечто увиденное в фильмах о Камчатке или прочитанное в книгах Джека Лондона. В тот раз Ергаки встретили нас мокрым туманом и хмурым небом. Под ливнем мы шли по болотам группами, мальчики помогали девочкам, впрочем, поддержка была всеобщей и взаимной. Хорошо промокнув и промочив ноги, обдуваемые свежим ветром, мы все же дошли до Висячего камня. Единственное, что при этом согревало, — желание дойти до конца и теплая рука человека, идущего рядом с тобой. А где-то в автобусах нас ждал горячий чай.

В СУХОМ ОСТАТКЕ

Уникальность проектов, подобных экспедиции «Кызыл — Курагино», в том, что людей из разных стран в них связывают общие заботы, работа, трудности. Столько добрых, надежных и открытых людей мало где можно встретить.

Мы с ребятами до сих пор переписываемся, зовем друг друга в гости. Это дорогого стоит. В городах мы общаемся достаточно поверхностно, у каждого проблемы. А оказавшись в лагере, мы не торопимся, не бежим куда-то сломя голову. Каждый сознательно уехал из зоны комфорта, каждый хотел оказаться далеко от привычного, разобраться в себе.

Помню, как сидел напротив горы Ермак, пил зеленый чай и смотрел, как закатное солнце красит склоны. Где-то играли на гитаре, было тепло и спокойно, доносился запах костра. В этот момент я понял, что действительно счастлив. И ощущение это я не забыл. Я благодарен сибирской земле, РГО и всем, кто был там, в нашем августе 2013-го.

Не бойтесь — выбирайтесь из привычных будней, запоминайте, знакомьтесь с новыми людьми, пусть они становятся частью вашей жизни.

И да, остерегайтесь медведей.

Беседовала Мария Першина

Фото Андрея Кириллова
 


 


 


 


 

Подпишитесь:

Возврат к списку



Материалы по теме:

Сайт использует файлы cookie, обрабатываемые вашим браузером. Подробнее об этом вы можете узнать в Политике cookie.
ПринятьНастроитьОтклонить