Красноярск: пробки 0
Обогатительная фабрика «Щедрухинская» оштрафована почти на 170 миллионов рублей

Обогатительная фабрика «Щедрухинская» оштрафована почти на 170 миллионов рублей

2017-06-06

Засыпка сельхозугодий промышленными отходами была остановлена только после того, как в дело вмешалась природоохранная прокуратура. К тому времени на сельскохозяйственных землях было размещено уже более 160 тысяч тонн отходов, перекрывших поверхность почв на площади почти 12 гектар и на высоту до 2,5 метров.

В ходе прокурорской проверки, проведенной с привлечением специалистов Управления Россельхознадзора по Кемеровской области и «Кемеровской межобластной ветеринарной лаборатории», было установлено, что размещение промышленных отходов привело к перекрытию плодородного слоя почвы, загрязнению земель под отходами и на прилегающей территории мышьяком, их защелачиванию, снижению плодородия, усилению процессов заболачивания.

Однако обогатительная фабрика всячески пыталась обосновать свое право на незаконную деятельность по размещению отходов на сельскохозяйственных землях. Даже нашлись новокузнецкие «специалисты» в области охраны окружающей среды, которые помогали обосновать необходимость такой «рекультивации» сельхозугодий промышленными отходами. Однако предприятие-нарушитель, все же было привлечено к административной ответственности. Но на это ушло почти два года.

В Заводском районном суде города Новокузнецка с весны 2015 года до 2017 года рассматривалось дело по иску природоохранного прокурора к обогатительной фабрике «Щедрухинская» по возмещению вреда, причиненного почвам самовольным размещением отходов углеобогащения на землях сельскохозяйственного назначения Новокузнецкого района. Кстати, эта обогатительная фабрика относится к предприятию нового поколения и была запущена в 2009 году.

Незаконную деятельность по размещению на сельхозугодиях промышленных отходов 5 класса опасности обогатительная фабрика осуществляла в 2014 году под видом реализации соглашения о социально-экономическом сотрудничестве с местной сельской администрацией. Размещение отходов на поверхности почв было представлено как отсыпка территории в рамках рекультивации малопригодных земель. Под это дело одной из новокузнецких организаций был даже разработан проект, согласованный с администрацией района. В рамках этого проекта предполагалось засыпать участок слоем отходов и затем передать его под строительство жилых домов.

Ни разработчиков проекта, ни согласовавшее его лицо не смутили как установленная категория земель (а это земли сельскохозяйственного назначения), так их частичное расположение в пределах объединенной санитарно-защитной зоны северного промышленного узла города Новокузнецка. Кроме этого никаких предусмотренных законом платежей за размещение промышленных отходов и использование земель, а это миллионы рублей, предприятием, конечно же, не производились. Мероприятий по сохранению плодородного слоя почвы и предотвращению негативного влияния на окружающую среду не осуществлялось.

Размер вреда, рассчитанный Управлением Россельхознадзора по Кемеровской области на основе полученных «Кемеровской межобластной ветеринарной лабораторией» составил почти 170 миллионов рублей.

Несмотря на то, что доказанный факт причинения вреда почвам в результате размещения отходов углеобогащения являлся обязательным для суда обстоятельством, установленным к тому времени не только прокурорской проверкой, но и материалами Управления Россельхознадзора по Кемеровской области, после более 8 месяцев разбирательств была назначена судебная экспертиза.

Вопреки возражениям природоохранного прокурора и третьих лиц, экспертиза была поручена предложенному ответчиком федеральному центру судебной экспертизы. Факт отсутствия у этого учреждения соответствующей аккредитации, позволяющей проводить исследования, связанные с оценкой качества почвы, судом не был принят во внимание.

После более полугода исследований столичные эксперты выдали заключение, что в результате размещения промышленных отходов углеобогащения на сельскохозяйственных землях состояние поверхности территории улучшилось, загрязнения почвы выявлено не было.

Судом не была принята во внимание позиция «Кемеровской межобластной ветеринарной лаборатории», которая обосновывала несостоятельность проведенной в Москве экспертизы. В итоге, суд полностью принял заключение столичных экспертов в качестве доказательства и на основании приведенных в нем выводов постановил отказать в возмещении вреда, причиненного почвам.

Это, конечно же, было обжаловано природоохранным прокурором и Управлением Россельхознадзора по Республикам Хакасия и Тыва и Кемеровской области:

«Вступление в законную силу судебного решения, фактически признающего размещение промышленных отходов улучшением сельхозугодий, создало бы опасный прецедент безнаказанного захламления земель отходами производства, ухода от налогов и выплат за негативное воздействие. Это могло быть воспринято некоторыми предприимчивыми собственниками и руководителями предприятий как заманчивая возможность неплохо сэкономить на утилизации отходов, обставив уничтожение почв и загрязнение окружающей среды как социально-экономическое сотрудничество с местным населением».

В конце апреля этого года Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда, согласившись с доводами прокуратуры и Управления Россельхознадзора, отменила решение суда первой инстанции как незаконное и необоснованное, а требования о взыскании вреда, причиненного почвам как объекту окружающей среды, признала подлежащими удовлетворению.

Марина Кларисс

Подпишитесь:

Возврат к списку



Материалы по теме:

Сайт использует файлы cookie, обрабатываемые вашим браузером. Подробнее об этом вы можете узнать в Политике cookie.
ПринятьНастроитьОтклонить