Редакция 1-LINE решила вспомнить наиболее знаковые события уходящего 2016 года. Какие процессы происходили в различных сферах жизни регионов Сибири, что было и что получилось в итоге.
В Кузбассе самым знаковым событием стало появление общественного движения #правонауголь, которое категорически выступило против того, чтобы превратить Сибирь в безуглеродную зону. Высказанную позицию общественного движения услышали в Москве. Благодаря деятельности этого движения правительство РФ объявило о прекращении дальнейших обсуждений создания безуглеродной зоны в Сибири. И закрыло эту тему.
С чего все начиналось?
Кузбассовцев возмутило высказывание известного российского бизнесмена Олега Дерипаски, который предложил после Парижской конференции по климату, отказаться от угольной генерации в Сибири, чтобы сократить в России выбросы в атмосферу СО2. Это означало лишь одно, что электростанции на угле должны быть закрыты. А если уголь будет не востребован на внутреннем рынке, это бы повлекло ликвидацию кузбасских шахт, которые добывают энергетический уголь. Еще Олег Дерипаска предложил одновременно ввести углеродный налог, которым бы обложили энергетические и уледобывающие предприятия, что поставило бы крест на угольной отрасли в принципе.
Сбор углеродного налога предлагалось переводить в международный «Зеленый климатический фонд» для помощи другим странам мировой периферии. Деньги будут направляться на строительство ветрогенерации, солнечных батарей, атомных электростанций, то есть, на развитие альтернативной энергетики
На Красноярском экономическом форуме-2016 тема создания в Восточной Сибири безуглеродной зоны и отказ от угольной генерации с введением углеродного налога широко обсуждалась. Участникам форума, мягко говоря, подобная идея показалась абсурдной.
«Глобальный кризис перепроизводства на мировом угольном рынке продолжается пятый год. Объявлен чуть ли не «крестовый поход» против угля. В мире принимаются законы по сокращению угольной генерации, запрету ее использования, поскольку уголь якобы грязное топливо. Установление углеродного налога приведет к закрытию десятков шахт и разрезов, сокращению 140 тысяч шахтеров, кризису во всех отраслях, связанных с углепромом, и росту тарифов на энергоресурсы в Сибири в 1,6-2,5 раза. При этом в Сибири проблем с СО2 нет. В настоящее время доля угольной энергетики в суммарных российских выбросах углекислого газа составляет порядка 7%, а в Сибири – 5%», - высказал свою позицию на Красноярском форуме губернатор Кемеровской области Аман Тулеев.
А в это время в Москве думали по-разному
Например, в Минприроде и Росгидромете эту идею поддержали, ссылаясь на то, что выбросов парниковых газов в атмосферу станет меньше. Как утверждали эксперты, такие как Росатом и Гидрогенерация не выбрасывают парниковых газов, и поэтому повышение цен на электроэнергию из-за углеродного налога увеличит их прибыль. То есть, с одной стороны забота об экологии, а с другой - практический интерес, деньги.
А вот в Минэнерго отреагировали отрицательно. По сути, создание безуглеродной зоны предполагало отказ от электростанций, работающих на угле. Самый пессимистический сценарий в этом случае - их уход с рынка и закрытие шахт.
По мнению Минэнерго, предлагаемые меры по стимулированию перехода экономики Сибири в безуглеродную зону и введение углеродного налога, не являлись оптимальным способом решения проблемы сокращения СО2. Сибирь остается одним из основных угледобывающих регионов России. Значительное число предприятий угольной отрасли в регионе относится к разряду градообразующих. При этом в Сибири расположены крупнейшие электростанции, работающие на угле. Помимо выработки электроэнергии, электростанции являются основными источниками тепловой энергии в Сибири. Относительная близость расположения электростанций от источников тепла – крупных угольных разрезов – позволяет обеспечить их конкурентоспособность на рынке электрической энергии. Введение дополнительных платежей или других ограничительных мер может крайне негативно сказаться на угольной генерации вплоть до ухода электростанций с рынка.
В Кузбассе появилось общественное движение #правонауголь
Вся эта дискуссия вокруг создания безуглеродной зоны в Сибири всколыхнуло Кузбасс. К общественному движению #правонауголь подключились не только энергетики, угольщики, молодежь, но и власть. Была написана петиция на имя президента Владимира Путина о бесперспективности и губительности этой идеи для экономики Сибири. Прошли многочисленные встречи, круглые столы, акции и пресс-конференции.
«Как в Сибири можно прожить без тепла? Какие у нас могут быть альтернативные источники энергии? В Сибири 3 года подряд фиксируется маловодность, поэтому гидроэлектростанции не вырабатывают столько энергии, сколько необходимо для сибиряков. Нам предлагают ввести углеродный налог, однако в июне этого года американские парламентарии отказались вводить его в США. Интересно, но почему-то умалчивается тот факт, что такая развитая страна как Австралия в 2012 году вводила этот налог, а в 2014 году вообще отказалась его платить. Они посчитали, что экономике страны был нанесен серьезный урон, Австралия потеряла 15 миллиардов долларов США. А экологические проблемы как были, так и остались. В чем сейчас мы видим нашу задачу? Чтобы везде — в правительстве, в Государственной Думе, в Совете Федерации — доказать с цифрами на руках безумность введения углеродного налога и пагубность этой затеи для экономики нашей страны», - выступил на одной из встреч заместитель губернатора Кемеровской области, а ныне депутат Госдумы от Кузбасса Дмитрий Исламов.
Свое отношение высказал к созданию безуглеродной зоны и директор Кузбасского филиала Сибирской генерирующей компании Юрий Шейбак. По его мнению, идея отказа от угольной генерации в пользу перехода на другие источники энергии непредсказуема по своим социальным последствиям для потребителей, для жителей целых регионов и губительна для всего угольно-энергетического комплекса Сибири.
Общественники в Кемеровской области думали так же. Кузбасс стоит на угле. Когда строили электростанции, ни у кого даже мысли не возникало, что здесь в угольном регионе, надо развивать альтернативные источники энергии. Наоборот, всегда было понимание, что электроэнергию дешевле вырабатывать именно вблизи угольных месторождений. Атомная энергетика – это, прежде всего, очень дорогостоящее строительство станций. Причем, дорого стоит не только их возводить, но и обслуживать, хранить отходы.
Пожалуй, одним из решающих факторов по свертыванию дальнейшего обсуждения создания в Сибири безуглеродной зоны стал двухдневный визит Дмитрия Медведева в Кузбасс в апреле этого года, который завершился совещанием о состоянии дел в угольной промышленности. Председатель правительства назвал «деструктивной» идею введения углеродного налога. Однако споры в министерствах и ведомствах не утихали. И только осенью этого года стало известно, что тема создания в Сибири безуглеродной зоны в правительстве закрыта.
А в ноябре этого года общественное движение #правонауголь вошло в рейтинг наиболее заметных кузбасских событий 2016 года по версии «РБК#42».
Марина Кларисс
Подпишитесь: