Красноярск: пробки 5
Зеленый запах свободы

Зеленый запах свободы

Чтобы хоть на мгновение попытаться обрести это состояние, люди часто обращаются к природе, и в ряде случаев искателей свободы притягивает наш Красноярский край, а точнее одна из его жемчужин – природный парк Ергаки.

***

«Давайте только не будем его толкать?»

«Конечно, не будем, у нас все равно не хватит сил, чтобы как-то его сдвинуть!»

Узкая тропинка, отсыпанная мелкой щебенкой, вела нас вглубь леса. Неторопливым походным шагом наша группа, сопровождаемая директором парка Игорем Грязиным, направлялась к одному из главных символов Ергак – Висячему камню.

«Прошу учитывать, что эта благоустроенная тропа не бесконечна. Наши работники и волонтеры на себе таскают щебенку и доски, чтобы проложить такие тропы для туристов. Поэтому их не так много, как нам хотелось бы. На данный момент мы обустроили около 5,5 км, к концу года их будет больше шести, - рассказывает, не сбавляя шаг, Игорь Валентинович. - Сейчас мы еще находимся на стадии экспериментов c обустройством экотроп. Нам ведь нужно учитывать, что зимой все они окажутся под огромными массами снега. Поэтому пробуем разные виды».

Когда мы прошли несколько сотен метров, отсыпанный участок дороги прервался, открывая нам уже протоптанную, слегка мокрую тропинку, ведущую в строну горных массивов. Все вокруг сверкало. Солнечные лучи отражались в каплях росы, оставленных утренним туманом на краснеющих листьях и желтеющих иголках пихт-исполинов. При этом сама тропа была усеяна небольшими камнями, по которым можно было без особых усилий перебираться через лужи.

На подходе к болотистой местности нас ожидал уже другой вид тропы: вдоль широкой опушки с травами самых разных видов тянулись дощатые тротуары. Как оказалось, дерево лиственницы идеально подходит для прокладки пути во влажном климате парка. Учитывая, что каждое лето здесь проходит более 50 тысяч туристов, такая тропа может прослужить около пяти лет.

{joomplucat:1609 limit=10|columns=4}

Перебравшись через небольшой ручей, мы встретили группу туристов, которым Игорь Валентинович тут же устроил своеобразный допрос: регистрировались ли они в визит-центре? Первый ли раз здесь? Надолго ли? Туристы радушно отвечали директору и рассказывали все, что он хотел знать. Позже, когда мы продолжили свой путь, подобная ситуация повторялась неоднократно, и все также на конкретные и твердые вопросы гости парка отвечали с честностью и радушием. Кроме того, все встретившиеся по пути группы здоровались с нами, и мы отвечали им тем же. С несколькими из них нам даже удалось пообщаться на привале. Оказалось, что люди приехали сюда со всей страны, а некоторые – даже из других государств. И при всем этом складывалось ощущение, что каждый из путешественников – часть твоей семьи.

Позже, во время подъема, Игорь Валентинович объяснил, что «опрос» туристов он проводит чуть ли не ежедневно, чтобы контролировать происходящее внутри парка.

«Одна из наших проблем заключается в хамстве гостей. Некоторые бросают на тропах фантики, обертки, бычки и пустые пачки, запихивают под корни деревьев бутылки и т. д. В тоже время наша задача как работников парка – следить за чистотой и призывать туристов соблюдать установленные правила, - рассказывал он, пока мы поднимались вверх по стальной лестнице, начинавшей зарастать травой. - Кроме того, всем отдыхающим необходимо отмечаться в визит-центре. Такая необходимость обусловлена правилами безопасности. Если какая-то из групп не вернулась в обозначенные ими же самими сроки, мы с сотрудниками МЧС начинаем их поиски».

{joomplucat:1610 limit=10|columns=4}

Преодолев первый подъем, мы оказались у озера Уютное. К нашему удивлению, так называемое «озеро» представляло собой небольшую лужу, вокруг которой плотным кольцом лежали камни. Оказалось, что на самом деле озеро достаточно полноводно. Каждую весну оно наполняется, но к концу лета вода куда-то уходит. Почему так происходит – непонятно, ясно только одно: вода точно не испаряется, поскольку климат здесь дождливый.

«Излюбленное место нудистов», - пошутил Игорь Валентинович.

Как выяснилось позже, нудисты были замечены в этом месте всего один раз.

«Я лично видел их во время одной из прогулок. Произошло все очень давно. Их было трое. Причем инициатором всего действа была одна из «старожилов» парка, - начал рассказывать методист парка Константин, также сопровождавший нас в путешествии. - Зовут ее Влада. Большую часть года – с апреля по октябрь – живет в районе озера Каровое. И так уже на протяжении более чем 10 лет. Она считает себя истинно просвещенной и хозяйкой этих мест. Она так же, как и мы, следит за порядком».

{joomplucat:1612 limit=10|columns=4}

{joomplucat:1613 limit=10|columns=4}

Неподалеку от озера на небольшой опушке находится частный палаточный лагерь, где все приспособлено для отдыха в этих диких местах. Здесь туристы могут обосноваться на некоторое время в палатках разного класса – от больших люксовых шатров до небольших маломестных «апартаментов». Есть даже кафе, в котором любой желающий может перекусить и попить кофе. Однако больше всего нас удивило, что на территории лагеря располагалась... пиццерия.

{joomplucat:1611 limit=10|columns=4}

На территории лагеря мы задержались лишь на несколько минут и то для того, чтобы как можно вежливее объяснить свой отказ от радушного приглашения попить чай с булочками. Наша главная цель была еще впереди, до нее оставалось несколько часов пути и километры лесных троп.

Поднявшись по стальным лестницам, которые сменяют тропы, прошитые корнями многолетных деревьев, мы оказались у широкого озера Радужное. Отсюда уже видно, как с вершины огромной горы свисает валун, который и был финальной точкой нашего путешествия.

«За этот год мы проложили на маршрутах 32 тонны металлических лестниц. Причем доставлялось это зимой. А что касается названия озера, то оно названо так в честь природного явления. Дело в том, что если после дождя над хребтом Ергаки появляется радуга, то кажется: одна из ее «ног» исходит именно из этого водоема», - рассказал Игорь Валентинович.

{joomplucat:1614 limit=10|columns=4}

Часть территории вокруг озера огорожена ленточками. Сделано это для того, чтобы туристы не ставили палатки на берегу. Все дело в том, что здесь дирекция парка ежегодно высаживает около 500 кедров, и гости могут запросто затоптать прорастающие деревья, не заметив их.

«К сожалению, из-за бедного состава почвы, от общего количества приживаются и идут в рост всего лишь 5 %. Несмотря на это, мы продолжаем вести такую практику каждый год. Мы должны поддерживать природу и помогать ей всеми силами, ведь эта наша работа!», - продолжал директор природного парка.

После четырехчасового похода мы вышли на финальный участок маршрута. Этот отрезок считается самым сложным. Если до этого мы передвигались в основном по плоскогорью с небольшими и легко преодолеваемыми перепадами, то теперь нам предстояло преодолеть настоящий подъем по склону горы.

{joomplucat:1615 limit=10|columns=4}

Нужно сказать, что это оказалось намного интереснее и не так сложно, как представлялось изначально. Выщерблены в огромных камнях и витиеватые корни сосен служили отличными ступенями и опорами для преодоления высоты. Во время очередной передышки мы начали рассуждать о том, что в лесу очень много животных, например, бурундуков, которые пробегали мимо, не обращая на нас внимания, словно мы являлись привычной частью местного ландшафта.

{joomplucat:1616 limit=10|columns=4}

«Знаете, откуда у бурундука белые полоски на спине? - спросил между делом Константин и, не дожидаясь, ответа продолжил. - Как-то раз, очень давно, бурундук договорился с медведем делать запасы на зиму вместе. Все лето оба работали не покладая рук, а когда началась зима, ушли в спячку. Только пока медведь спал беспробудным сном, бурундук периодически просыпался и подъедал запасы. Дошло до того, что съел он абсолютно все.

Наступила весна, медведь проснулся голодный. Позвал бурундука, а его уже и след простыл. Пошел медведь его искать и нашел на одной из опушек леса. Увидев косолапого, бурундук попытался скрыться, да не тут-то было: медведь изловчился и зацепил беглеца когтями. С тех пор у бурундуков на том месте, где лапа медведя прошлась, белые полоски. После этого случая медведи окончательно рассорились с бурундуками и каждую весну разоряют бурундучьи норы и поедают их запасы. К слову, эти грызуны собирают за лето около 5 килограммов орехов, чего в принципе достаточно, чтобы утолить медвежий голод».

{joomplucat:1620 limit=10|columns=4}

Дослушав эту легенду, мы продолжили идти. Меньше чем через час наша группа уже забиралась на вершину горы. Свежий ветер обдувал лицо, стирая своей легкостью усталость после подъема. Вокруг, как и у Уютного озера, были разбросаны тысячи камней, покрытых светло-зеленым сухим мхом.

Преодолев последний небольшой перепад, мы оказались лицом к лицу с огромным камнем. По размеру он превосходил все ожидания. Невероятным был и тот факт, что его нижняя часть свисала с края огромной скальной площадки.

«С ним обязательно нужно поздороваться», - предупредил нас директор.

Мы последовали его примеру: каждый из нас прикоснулся к огромному исполину.

{joomplucat:1617 limit=10|columns=4}

Есть небольшая история о том, что раньше этот камень качался на ветру. Однажды какие-то путешественники принесли с собой на вершину строительный домкрат. Попытались подпереть им камень и скинуть его вниз. Однако, вопреки их ожиданиям, камень еще больше прижался к скале и при этом сломал своей тяжестью принесенный домкрат.

Пробыв некоторое время на вершине, мы начали спускаться вниз по уже знакомой нам тропе. Но от озера Радужного мы отправились другим путем и зашли в штатный лагерь природного парка. Затем, перейдя по бревну небольшой ручей, мы неожиданно наткнулись на группу ребят, которых встретили на подъеме. Их палатки и большой шатер были разбиты в глухой части леса, за что директор тут же отчитал молодых людей и потребовал незамедлительно перенесли свой лагерь в предназначенные для этого участки. При этом, связавшись со своими помощниками по телефону, он пояснил, что теперь сотрудники от начала до конца проконтролируют их переезд. И пока Игорь Валентинович выяснял, почему студенты привели толпу школьников и не устроились на безопасных и официальных стоянках, участники нашей группы гроздьями собирали дикую чернику, растущую под сенью высоких пихт огромного природного парка.

{joomplucat:1618 limit=10|columns=4}

***

Что такое свобода? Все мы ищем ее внутри себя, пытаясь при этом подобрать особое место, где она будет чувствоваться наиболее сильно. Для себя я нашел его именно здесь, в Ергаках. Пробираясь сквозь ветви многолетних деревьев и прикасаясь к обломкам скал, в течение тысячелетий наблюдавших за жизнью людей, сменой политических режимов, приходом и смертью идеалов, изменений погоды и мировозрений, начинаешь осознавать столь желанную пустоту и тишину. Не внутри себя, но повсюду вокруг. Здесь нет грызущих и томящих мыслей, границ пространства и времени, различий между людьми и попыток что-то доказать или быть лучше кого-то. Здесь остаетесь лишь вы и свобода, столь желанная для миллионов людей...

{joomplucat:1619 limit=10|columns=4}

Текст и фото: Руслан Максимов

 

Подпишитесь:

Возврат к списку



Материалы по теме:

Сайт использует файлы cookie, обрабатываемые вашим браузером. Подробнее об этом вы можете узнать в Политике cookie.
ПринятьНастроитьОтклонить