Красноярск: пробки 1
Первый, единственный и последний

Первый, единственный и последний

Еще бы! Диксон, овеянный славой первопроходцев Таймыра, ставший символом мужества моряков с «Сибирякова», ворота в Арктику — работать здесь на благо отечества хотели многие. И многие из тех, кто хотел, приехали и остались. Но отечеству сегодня Диксон не нужен — планы по закрытию поселка и переселению оставшихся жителей на материк обсуждаются уже не первый год.

Серьезный и, наверно, последний удар по развитию Диксона нанес в 2006 году закон, объявивший его территорию приграничной зоной — это окончательно разрушило туризм, авиацию и торговлю. А ведь из Диксона до ледового аэродрома «Барнео» и Северного полюса гораздо ближе, чем из той же Хатанги! Иностранцев, на которых обычно «строится» российский туризм в Арктике, сюда больше не пускают, а российским путешественникам-экстремалам здешние цены на товары и услуги не всегда по карману. Так и стоит Диксон, смотря в бескрайнее Карское море пустыми глазницами окон, — все, кто мог, уже покинули этот суровый берег. Осталось чуть больше 600 человек.

Диксон в цифрах и фактах

Поселок расположен на побережье Енисейского залива, на западной оконечности Берега Петра Чичагова полуострова Таймыр и на острове Диксон.

Материковая часть поселка и остров разделены проливом шириной в 1,5 км.

Полярный день длится с 5 мая по 10 августа, полярная ночь — с 11 ноября по 1 февраля.

Среднегодовая температура -12°C, в августе бывает до 5°C.

Абсолютный максимум температуры был отмечен 3 августа 1945 года, составив 26,9 °C

В Диксонский район входят Северная Земля и мыс Челюскина — самая северная точка Евразии.

У Диксона есть одноименный город-побратим в штате Иллинойс, США.

Как все начиналось?

Интересно и с заделом на будущее. Остров, известный русским мореходам как Долгий или Кузькин, получил свое нынешнее имя в 70-х гг. 19 века — путешественник Адольф Эрик Норденшельд назвал гавань, а потом и, собственно, остров в честь Оскара Диксона, шведского предпринимателя, финансировавшего экспедицию. Весной 1915 года на острове были созданы запасы угля для морских судов «Таймыр» и «Вайгач», а заодно срублены две избы и баня. А уже 7 сентября впервые в эфире прозвучали позывные здешней радиостанции, одной из первых в Арктике, — этот день считается днем основания Диксона, единственного порта России в Карском море. Через год на острове построили гидрометеорологическую станцию, но только через 15 лет Диксон шагнул на материк и тогда же, в 30-е гг. прошлого века, пережил свой расцвет: в поселке были построены первый на Севморпути арктический радиометеорологический центр, геофизическая обсерватория, морской порт и аэродром.

{joomplucat:916 limit=10|columns=4}

Морзянка

Фрадкин/Пляцковский

Поет морзянка за стеной веселым дискантом.

Кругом снега, хоть сотни верст исколеси...

Четвертый день пурга качается над Диксоном,

Но только ты об этом лучше песню расспроси!

 

Палатки звездами мохнатыми усеяны,

Их дальний свет в своем ты сердце не гаси,

Я тоже мог бы рассказать тебе о севере,

Но только ты об этом лучше песню расспроси.

 

Листок зеленый для меня возьми у тополя,

В конверте лето доброй почте отнеси,

В морозы так нужны нам ваши письма теплые,

Но только ты об этом лучше песню расспроси.

 

Меня домчат к тебе, когда зимовка кончится,

Олени в нартах, самолеты и такси,

Поверь мне, так твои глаза увидеть хочется,

Но только ты об этом лучше песню расспроси.

Герои прошлого

О том, что Великая Отечественная война шла и на территории Красноярского края, мало кто знает. Именно Диксон принял на себя удар, выстояв в неравной схватке, — 25 августа 1942 года нашу оборону попытался прорвать немецкий тяжелый крейсер «Адмирал Шеер». Его задачей было перехватить и уничтожить корабли экспедиции особого назначения, следовавшие по Северному морскому пути с Дальнего Востока в Кольский залив. Попутно крейсер должен был обстрелять порты Диксона и Амдермы.

Путь «Адмиралу Шееру» преградил ледокольный пароход «Александр Сибиряков», прославившийся тем, что в 1932 году прошел весь Севморпуть в одну навигацию. В течение 20-минутного неравного боя героически сражавшийся пароход был потоплен, но за это время его радиостанция успела оповестить Диксон о появлении врага. Поэтому, когда в 1 час 5 минут ночи 27 августа с наблюдательного поста на Диксоне заметили во мгле неизвестный большой корабль, в порту сразу была объявлена боевая тревога. В это время у Диксона стояли три судна: пароходы «Дежнев», «Революционер» и «Кара», груженая взрывчаткой. На причале приготовились к бою два 152-мм орудия береговой батареи № 569. Героическое сопротивление продолжалось менее часа, после чего изрядно потрепанный крейсер обстрелял береговые сооружения, но прорваться к порту так и не смог. Подробнее об обороне Диксона читайте на www.navy.su.

И настоящего

«Визитными карточками» поселка являются рыбацкое судно «Монголия», раздавленное льдом и выброшенное на берег и облупленное здание Дома культуры. Когда-то все знали, что на Диксоне живут и работают особенные люди, сегодня эти бойцы невидимого фронта по-прежнему ходят по мосткам, проложенным по чавкающей мерзлоте, правда, их города уже нет, остался только призрак. Редкие путешественники в один голос говорят, что все обитатели Диксона — люди веселые, жизнерадостные, общительные, любящие свой суровый край.

«Количество жителей за 15 лет сократилось в пять раз в силу экономических причин. Зато Диксон является лидером по количеству милиционеров, налоговых инспекторов и других чиновников на душу населения... Все очень любят свой суровый край. Промышленные товары практически не продаются. Набор продуктов на прилавках крайне скуден. Представляете, картошка здесь бывает не всегда и стоит 70 рублей за кило! Большая часть небольшой (по северным меркам) зарплаты уходит на покупку продуктов и оплату услуг ЖКХ. Зато много оленины и рыбы, которые можно приобрести у местных рыбаков-охотников. Приходилось наблюдать, как мальчик летом ловил сайку на блесну прямо с причала (вода у берега чистейшая). Рыба клевала с интервалом в 6-8 секунд. Честное слово! Но королевской рыбой для местных жителей является омуль. В здешних водах он обычно достигает 50 см, к сожалению, после нескольких дней хранения омуль теряет свой неповторимый вкус, который не знает остальная страна. Вкусным он остается, но не таким, как свежевыловленная рыба. Ребята, настоящая рыбалка существует только здесь! Прибавьте к хорошему клеву еще и практически полное отсутствие комаров...»*.

{joomplucat:917 limit=10|columns=4}

Взгляд с высоты

Диксон, как уже было сказано, состоит из двух частей: острова и поселка. На острове расположены аэропорт, авиапредприятие, управление гидрометеорологии. В поселке — администрация района, морской порт, гидрографическая база, больница, муниципальные организации и погранзастава. Когда вода в бухте не скована льдом, между островом и поселком бегают катера, но большую часть года их связывает ледовая дорога. Еще десять лет назад на этих суровых берегах можно было встретить мирно пасущихся в тундре коров, да-да, не оленей (коренного населения на Диксоне никогда не было, а ближайшее стойбище ненцев — на 200 км южнее), а именно коров. Но в начале нулевых подхоз в поселке был ликвидирован — теперь молоко и говядина только привозные. Нигде не увидишь ни кустика, ни деревца, кругом арктическая пустыня, и будни оживляют только редкие гости: ледоколы и транспортные суда, а еще раз в неделю — самолеты из Норильска.

{joomplucat:918 limit=10|columns=4}

Чем примечателен Диксон?

В поселке много и памятников: первопроходцу Бегичеву и моряку Тессему — погибшему члену экспедиции Амундсена, геодезистам и летчикам, участникам обороны Диксона. Два года назад отреставрировали мемориал над братской могилой семи североморцев, погибших в бою с «Адмиралом Шеером». Есть и новые — памятник вездеходу ГАЗ-71, на таких «танкетках» десятилетиями передвигались по тундре исследователи Таймыра. В 2010 году возобновила свою деятельность народная картинная галерея, чей фонд включает порядка 300 работ авторов со всей России. Живопись, скульптура и графика выставлены на втором этаже Диксонского культурно-досугового центра — одного из самых востребованных учреждений поселка. Впрочем, и сам поселок востребован, — у обитателей Большого Арктического заповедника. В бухту частенько заплывают нерпы и белухи, а долгим полярным днем на окраины часто заглядывают любопытные белые медведи, — их появлению предшествует обычно бешеный лай собак.

«Если смотреть на мишку издалека, с борта судна или из кабины вездехода, то он производит впечатление забавного пушистого создания. Но оказаться поблизости с белым медведем без карабина я бы не хотел. На счету у этих полярных хищников много человеческих жертв...»*.

Кстати, все собаки на Диксоне — общие, их подкармливают все подряд, чаще всего рыбой. Шерсть у собак плотная, а сквозь подшерсток не пробиться, морды довольные, лоснящиеся. А вот кошки не встречаются.

Диксон сегодня переживает грустные времена. Морской порт потерял свое значение в качестве транзитной точки. Ценных полезных ископаемых поблизости нет, а проект Ванкорского нефтепровода до Диксона так и остался на бумаге. Население не молодеет, стареют катера у причала, ржавеют краны. Почти все полярные станции закрыты. Некогда освоенные с таким трудом и жертвами земли оставлены на произвол судьбы. И глядя на открытки с изображениями разноцветных заполярных поселков Исландии, Гренландии и Норвегии, хочется верить, что государство все же не передумает «прирастать Сибирью» и вернется в Арктику с грандиозными планами и серьезными проектами.

* цитаты из статьи Алексея Сусликова, инженера спецсвязи атомного ледокола «Вайгач», «Вечерний Мурманск», №61 от 08.04.06.

Виктория Рефас

Подпишитесь:

Возврат к списку



Материалы по теме:

Сайт использует файлы cookie, обрабатываемые вашим браузером. Подробнее об этом вы можете узнать в Политике cookie.
ПринятьНастроитьОтклонить