Красноярск: пробки 0
Синдром невостребованности

Синдром невостребованности

Поствыборный политический ландшафт в Красноярском крае наконец-то приобрел законченные очертания. После формирования руководящих органов нового созыва Законодательного собрания, которое один остряк назвал «мечтой Усса», стало ясно, что в ближайшее время в регионе вряд ли стоит ждать каких-то принципиальных изменений в политической жизни. Места в первом ряду заняли те, кто их занимал и раньше. Были персональные сюрпризы, но они погоды не сделали.

Хорошо это или плохо? Наверное, каждый ответит на этот вопрос в зависимости от своих убеждений. В этом смысле показательным стало очередное разъяснение мотивов своего ухода из депутатского сословия известного красноярского бизнесмена Александра Коропачинского. В одном из интервью он признал, что несколько лет назад ошибочно подумал, что во власти востребованы новые люди, но, как показало время, эта надежда оказалось не более чем иллюзией…

Не все согласятся с Коропачинским по поводу невостребованности «новых людей» во власти, хотя многие красноярцы (в том числе и на собственном примере) наверняка могут подтвердить, что «синдром невостребованности» - это не только личная проблема экс-депутата горсовета. Тем не менее, в Заксобрание пришли более 20 новых депутатов - чем не обновление? Правда, если присмотреться к большинству этих «новых лиц», то выяснится, что только десяток парламентариев мы можем (и то с некоторой натяжкой) назвать новичками в политике.

Второе возражение связано с процессами на федеральном уровне, где на самых верхних этажах власти явно началась смена поколений. Как утверждают некоторые эксперты, Путин делает ставку на молодых (относительно) технократов. Но эта «поколенческая» волна до берегов Енисея, видимо, еще не докатилась. А потому новые партии на региональной политической доске продолжают разыгрывать в основном старые игроки. Говорить о наступлении в красноярской политике эры геронтократии пока ещё рановато, но дефицит свежей крови в местной элите становится все более очевидным.

ВТОРОЙ ШАНС

Один из важнейших итогов 18 сентября: объективных причин для отставки Виктора Толоконского, о которой с прошлого года часто «вслух» мечтали его оппоненты, нет. Понятно, что если бы «Единая Россия» выступила на выборах в ГЖ и ЗС неудачно, то уже сегодня многие бы с удовольствием повторили бы известную фразу из «Маугли»: «Акела промахнулся». Но красноярский Акела ошибок не совершил.

Сам губернатор в одном из последних заявлений твердо заявил, что свою судьбу связывает исключительно с краем и красноярцами. Хотя для кадровых метаморфоз в российской номенклатуре порой и никаких особых причин не надо, но как-то слабо верится, что в ближайшее время кто-то захочет обезглавить один из ключевых регионов страны. А это означает, что Толоконский получает хороший шанс за оставшиеся три губернаторских года оправдать хотя бы часть надежд, которые красноярцы возлагали с его приходом в 2014 году.

Пока складывается впечатление, что, приехав в Красноярск, Виктор Толоконский в основном занимался разбором завалов, которые ему оставил его предшественник. Главные из них образовались в финансовой сфере, где только ленивый не вспоминает про астрономический государственный долг и острый дефицит бюджета. Хотя краевая власть недавно бодро рапортовала о том, что краевая казна приросла более чем на 20 миллиардов дополнительных доходов, все прекрасно понимают, что особых поводов для радости нет. И по многим признакам 2017 год для краевого бюджета будет очень тяжелым.

Очевидно, что сложный «денежный вопрос» - это лишь отражение того, что в целом происходит в нашей управленческой системе и экономике. Немало красноярцев считают, что наши капитаны и штурманы ведут краевой корабль сквозь туман, не имея на руках надежных лоций. Управление «в ручном режиме», реагирование на ситуации, ставка на тактику в виду отсутствия стратегических целей - эти беды присущи не только красноярскому управленческому классу. Но у него скоро появится возможность исправиться.

Показательным будет рассмотрение депутатами краевого парламента проекта многострадальной Стратегии развития края. Хотя в ее адрес за последние полгода прилетело немало критических стрел, но, очевидно, что без качественной «дорожной карты» невнятность нынешнего курса не преодолеть. Этот проект станет своеобразным тестом на интеллектуальную состоятельность красноярской элиты. Если она ответственно подойдет к этому проекту, то есть надежда получить не очередной фолиант «для галочки», а реальное руководство к действию. Если же в очередной раз возобладает формальная логика, то, видимо, нам и дальше придется плыть по течению, в надежде не разбиться о рифы.

НОСТАЛЬГИЯ ПО ОППОЗИЦИИ

Как и было предсказано: недовольство части красноярской оппозиции итогами выборов, несмотря на громкие заявления и даже митинги протеста, не привело к созданию какого-то реального фронта, противостоящего региональной власти. Как справедливо отметил в одном из комментариев политический аналитик Павел Клачков, «объединение получилось ситуативное. У них нет общей идеологической платформы. Уже в скором времени этот альянс распадется».

Особенно ярко непоследовательность «как бы» противников власти проявилась на первой сессии краевого парламента при подтверждении спикерских полномочий краевого парламента Александра Усса. Лидера «партии красноярцев» единодушно поддержали не только соратники-единороссы, но и все без исключения оппозиционеры. Причем каждый из них нашел свое оправдание для этого оппортунизма, больше похожее на публичное признание в любви к председателю Заксобрания.

У меня все произошедшее за последний месяц с неудачниками выборов-2016 вызвало ассоциацию с эффектом газировки. Пока ее наливаешь, она шипит и пузырится, но очень быстро газ выдыхается и в стакане воцаряется тишь да благодать. Наверняка с точки зрения начальства очевидная слабость оппонентов представляется благом. Но не все так просто. Для нормальной работы региональной политической системы наличие в Красноярском крае сильной альтернативы необходимо. Она выполняла хотя бы функцию своеобразной щуки для поддержания тонуса краевых чиновников и карасей-«единороссов».

На эту роль давно претендует Анатолий Быков, но при всей его харизме в силу некоторых личных особенностей ему вряд ли суждено когда-нибудь стать лидером, который объединит всех недовольных нынешним положением в регионе. А других вождей сопоставимого масштаба на красноярском горизонте пока не видно. Кадровая нищета свидетельствует не только о кризисе в оппозиционном лагере. Складывается ощущение, что те, кому удалось занять свое место под красноярским политическим солнцем, совсем не заинтересованы в выращивании политической смены. Понятно почему - опасаются конкурентов. Но этот страх, увы, признак не силы, а слабости.

Александр Чернявский

Подпишитесь:

Возврат к списку



Материалы по теме:

Сайт использует файлы cookie, обрабатываемые вашим браузером. Подробнее об этом вы можете узнать в Политике cookie.
ПринятьНастроитьОтклонить