Сегодня наша экономика переживает не самые лучшие времена.
Во многом это связано с зависимостью некоторых отраслей национального хозяйства от зарубежных поставщиков, и все больше говорится об импортозамещении как о вопросе продовольственной безопасности страны. Один из ключевых здесь аграрный сектор, но, казалось бы, эмбарго в отношении западных продуктов должно стать серьезным стимулом развития отечественного сельского хозяйства. Ведь торговый оборот между Россией и западными странами в аграрной отрасли составляет миллиарды долларов. Однако под российские санкции не попали поставщики из стран Латинской Америки, Африки, Юго-Восточной Азии, Китая, Индии, а также из государств Таможенного Союза. Поэтому конкуренция для наших сельхозпроизводителей сохраняется.
О проблемах продовольственной безопасности много говорилось и на прошедшем в Красноярске Агропромышленном форуме. Представители правительства края, предприниматели, крупные производители сельхозпродукции, эксперты, а также другие участники обсуждали эту актуальную и животрепещущую тему. Самый главный вопрос, который стоял на повестке дня, — что нужно сделать в нашем регионе, чтобы импортозамещение заработало в полную силу?
Помощь властей
Открыл дискуссию заместитель министра сельского хозяйства Красноярского края Александр Походин.
«Сегодня многое изменилось, — заявил он, — и международная ситуация, и международный климат, поменялось и отношение к собственному производителю. Мы сейчас четко понимаем, что Россия должна быть готова к тем вызовам, которые сейчас присутствуют. Мы должны за счет собственных ресурсов обеспечить импортозамещение и накормить наше население качественной, полезной и недорогой едой».
По словам Александра Походина, министерство пересмотрело свою программу господдержки субъектов АПК Красноярского края в части включения новых мероприятий, направленных на развитие логистической инфраструктуры предприятий, переработки, хранения и предпродажной подготовки продовольствия. Это связано еще и с тем, что в крае появился новый субъект АПК — оптово-распределительный центр.
Также меняются параметры госпомощи. До сих пор господдержка существовала в виде компенсации 30% от стоимости затрат на строительство объектов, подобных ОРЦ. При этом сумма затрат на строительство должна была составлять не более 150 млн рублей. Но сегодня эти параметры откорректировали, плюс добавился дополнительный критерий — отбор проектов. Проекты соискателей обязательно предварительно должны пройти экспертизу, и уполномоченный орган будет проводить отбор этих проектов. Кроме того, размер государственной помощи уменьшается до 15%, но зато не будет ограничиваться по максимальной сумме.
Стратегия от ученых, или что говорит наука
О стратегии импортозамещения в сельском хозяйстве рассказал эксперт из Аграрного университета, кандидат наук Дмитрий Ходос.
«Процесс импортозамещения тесно связан с проблемой продовольственной безопасности, — отметил ученый, — а государственная поддержка этой отрасли способствует ее развитию в части повышения экономической эффективности. На рынке продовольствия Красноярского края выделяются 3 группы товаропроизводителей: сельхозорганизации, крестьянско-фермерские хозяйства и личные подсобные хозяйства. Значительная доля продукции приходит в регион в виде товарных потоков из других регионов и замещает импорт. Например, по молоку этот показатель составляет 23%, по мясу — 24%, а по овощам — 28%. На этом фоне нужно отметить, что продовольствием население Красноярского края обеспечено довольно неплохо, но есть принципиальный момент, который заключается в том, что, по нашему мнению, проблему импортозамещения (а значит и продовольственной безопасности) должны решать крупные сельхозпредприятия, обладающие большой налоговой базой».
По данным эксперта, численность работников в 54% предприятий края составляет менее 15 человек, крупных предприятий всего 4%, а особо крупных (более 500 человек) и того меньше — 1,3%. Такая структура не способствует формированию процесса продовольственной безопасности. 43% организаций существуют на рынке менее 3 лет, что не оценивается положительно и также плохо сказывается на состоянии продовольственной безопасности.
«Доктриной продовольственной безопасности РФ предусмотрены компоненты оценки процесса импортозамещения, — объясняет Дмитрий Ходос. — Первый из них — рациональная норма потребления. Вот здесь существует проблема. Концентрация предприятий по всем видам продукции ниже нормы, кроме зерна, которое идет в переизбытке. Потребление мяса населением составило 31% по отношению к установленной норме, говядины — 44%, свинины — 48%, молока — 35%. На основании этого была проведена экспертная оценка административных районов Красноярского края. И оказалось, что нет ни одного района в крае, где бы производились все виды сельскохозяйственной продукции. Такая специализация не создает хороших условий для импортозамещения».
Второй показатель — это экономическая адаптивность. Здесь отмечается резкое снижение покупательского спроса, и этот процесс связан со сложным экономическим состоянием. На этом уровне происходит смена рациона питания. 21% населения региона не может себя обеспечить минимальным набором продуктов питания.
Еще одним показателем является физическая доступность. Здесь ситуация более-менее выровнена: норма по краю превышена, но есть определенные диспропорции вследствие того, что сказывается отсутствие оптово-продовольственных баз по тем или иным территориям.
Если говорить о стратегии, то, по словам эксперта, первоочередной мерой должен стать механизм государственной поддержки. По большому счету, существующий объем средств не требует дополнительных вливаний, он должен быть перераспределен для того, чтобы рождать все виды продукции, которая должна обеспечить импортозамещение в нашем регионе.
«А развитие переработки обязательно, потому что край отличается избытком зерна, и его глубокая переработка будет способствовать как раз наполнению рынка комбикормом, который будет создавать устойчивые условия для развития животноводства, — подытожил Дмитрий Ходос. — Нужно развивать логистическое направление, применять льготное кредитование для производителей, которое будет стимулировать покупку отечественной техники. Процесс долгий, сложный, многоэтапный, но он начался».
Кооперация как спасение
О реальном опыте выживания в условиях доминирования крупных продовольственных корпораций на рынке рассказал председатель совета директоров ОАО «Молоко» Александр Девяшин.
«Одним из направлений развития минусинского хозяйства стала кооперация местных производителей, - говорит руководитель предприятия. - О чем идет речь? Доля местных продуктов на нашем рынке - не более 20%. 120 млрд рублей составляет импорт продуктов питания. Более 5 тыс. тонн сливочного масла мы импортируем, а я напоминаю, что одна тонна масла требует 22 тонны молока. Более 50% молочного рынка занимают Danon и Pepsico — фактически это монополисты рынка, которые диктуют сегодня положение дел в отрасли. Поэтому мы пытаемся создать обьединение местных производителей -кооператив, куда переработчики передают свою продукцию. Создается он по принципу «одно предприятие — один голос», избирается совет директоров, совет директоров назначает исполнительный орган. Совокупная доля продукции тех предприятий, с руководством которых мы сегодня уже провели переговоры, составляет более 1 млрд рублей, а это уже серьезный игрок на рынке».
По словам Александра Девяшина, такая кооперация дает весомые преимущества, включая получение гарантии качества Гостстандарта, создание единого зонтичного бренда и единых требований к упаковке,получение единого информационного пространства для продвижения продукции на рынке.
«Если бы у меня спросили «а ты готов отдать свой товар за определенную цену, получить деньги и забыть про реализацию?», то я бы ответил, что готов. - добавил Александр Девяшин. - Я думаю, если мы в будущем попытаемся провести переговоры со всеми остальными, мы найдем общий язык. Также мы договорились с Красноярским ЦСМ о внедрении стандартов качества и сейчас идет контроль этих стандартов. Так что первые важные шаги по продвижению местной продукции на рынке уже сделаны».
Есть ли у края свой бренд?
В том, что Красноярскому краю нужен свой фирменный узнаваемый всюду уникальный продукт, уверен вице-президент Федерации рестораторов и хотельеров России Иван Меркулов.
«В рамках существующей стратегии и с точки зрения классических форм поддержки существующих сельхозпроизводителей в регионе действительно делается многое, — считает Иван Меркулов. — Однако краю нужен региональный продукт с наименованием места происхождения. Это целая отдельная категория продуктов питания, которая характеризуется следующими понятными признаками: сырье находится на определенной территории, у продукта есть родословная, продукт является гордостью региона, его брендом».
К дискуссии на тему бренда подключились и специалисты из других областей. О продвижении края и региональных продуктов как в России, так и за рубежом высказалась замминистра культуры, начальник отдела развития туризма Ольга Василенко.
«Наша работа нацелена на то, чтобы туристы к нам ехали, и не только сибиряки и россияне, но и иностранные туристы, — сказала заместитель министра культуры. — Ведь это не только экскурсионный туризм может быть, но и гастрономический, сельский, аграрный, когда посещаются в том числе предприятия, производящие сельхозпродукцию, перерабатывающие ее, — это тоже приоритетные сферы туризма. Одним из направлений работы регионального министерства культуры, наряду с формированием самого турпродукта, созданием инфраструктуры, повышением качества услуг, является, безусловно, и продвижение территории. Уже имеющейся опыт министерства в рамках государственной программы развития культуры и туризма Красноярского края свидетельствует о том, что организация различного рода выставочно-презентационных мероприятий, издание полиграфической продукции, взаимодействие со СМИ, изготовление сувенирной продукции — все это позволяет, наряду с турпродуктом, двигать тот самый региональный продукт и гастрономический туризм как турпродукт».
Свои слова Ольга Василенко подкрепила примерами других регионов, в частности, Алтайского края и Республики Алтай. Замминистра упомянула презентационные туры, которые проводят министерства культуры этих субъектов, в которые включены и дегустации региональных продуктов, и прямые продажи, и другие мероприятия. Речь идет о всем известных алтайских сырах, меде, травах.
«У нас есть предложение, используя наш опыт, совместно представлять региональный продукт на всевозможных мероприятиях, — поделилась планами Ольга Василенко. — Предлагаем объединить усилия бизнеса, власти, общественности и совместными усилиями осуществлять это продвижение. Мы несколько лет сотрудничаем с Агентством поддержки малого и среднего бизнеса министерства экономики края, которое также нам помогает осуществить участие в мероприятиях. Это также размещение в печатных изданиях, печать туристических каталогов и путеводителей на нескольких языках, туристические карты, в которые можно включать объекты общепита (рестораны и кафе). Они располагаются на стойках в аэропорту, гостиницах. Это и участие в выставках — начиная с нашей красноярской «Енисей-HoReCa. Охота и рыбалка», заканчивая выставками в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге. И, конечно же, не без дальнего и ближнего зарубежья — нашими приоритетными рынками являются Германия, Китай, а с недавнего времени — Азиатско-Тихоокеанский регион, на который у нас есть планы».
Недавно на базе подведомственного министерству Центра международных культурных связей был создан Туристско-информационный центр. На 2016 год министерством запланировано более 6 информационных туров для туроператоров и представителей российских и зарубежных СМИ. Подобные масштабные мероприятия организуются не только в одиночку, но и в партнерстве с другими регионами, где наш край зачастую является инициатором и организатором. Например, туристический проект Великий чайный путь, в организации которого принимают участие 6 субъектов России.
Даниил КАХАНОВ
Подпишитесь: