Почему номенклатура не несет ответственности за свои проколы.
В сталинскую эпоху стала популярной фраза: «У каждой ошибки есть имя, фамилия и отчество». Её авторство приписывают известным деятелям того времени — Лаврентию Берии, Серго Орджоникидзе, Лазарю Кагановичу и даже самому вождю всех времен и народов. По большому счету, не так уж и важно, кто придумал сей замечательный афоризм, главное, что бьет он не в бровь, а в глаз нынешнему управленческому классу, который отвык отвечать головой за свои многочисленные проколы.
ЧП И СТРЕЛОЧНИКИ
Тема ответственности (вернее, безответственности) отечественной номенклатуры за ошибки всегда всплывает в периоды ЧП. Пострадает ли хоть кто-то из чиновного люда за массовую гибель красноярцев от метилового спирта? Вопрос звучит риторически, и, увы, мало надежды услышать на него внятный ответ от краевого начальства. Более того, оно (начальство) вправе от возмущения закатить под лоб свои честные глазки и воскликнуть: «А мы-то тут причем? Мы же не заставляли красноярцев покупать подозрительное пойло и тем более травить им себя и близких?»
Так-то оно, конечно, так, но если кто-то захочет по-настоящему разобраться, почему в Красноярском крае оказалась прорванной линия обороны, которая должна была защищать потребителей от алкогольной отравы, то ему придется вернуться к скандальной истории с ликвидацией госпредприятия «Оптовый алкогольный центр». Росчерком пера центр исчез 10 апреля, а в начале июня по этому поводу разразилась буря в стенах краевого парламента.
Тогда красноярцы услышали, что упразднение этого центра, как раз выполняющего роль регионального фильтра для алкогольного суррогата, поступающего в край по разным каналам, ни к чему плохому не приведет. Дескать, система контроля в нашем царстве-государстве выстроена такая неприступная, что никакой ворог ее не одолеет. Сегодня нам столь же бодро и искренне объясняют, почему трагедию предотвратить не удалось. Правда, погибших людей с того света этими объяснениями уже не вернешь.
Да, красноярские силовики — молодцы: сработали быстро и оперативно. Нашли и склад с суррогатом и задержали тех, кто продавал фальшивый виски доверчивым сибирякам. Наверняка дело дойдет до суда, дельцы получат заслуженные сроки, но что-то подсказывает мне — этим дело и ограничится. Стрелочников-злоумышленников заперли в СИЗО, а чиновники в очередной раз вроде как и ни при делах. Можно дальше идти по жизни маршем, творя добрые дела любимому населению...
ДОРОГА К ПРОТЕСТУ
ЧП с массовой гибелью, конечно, случай исключительный. При желании его даже можно попробовать списать на роковую случайность, на фатальные обстоятельства и т.п., хотя лично мне такие версии кажутся неубедительной «отмазкой», которой пользуются люди слабые и трусливые. Какая случайность, если по Красноярску, оказывается, уже несколько месяцев разъезжали автомобили, рекламирующие дешевый алкоголь из интернет-магазинов, и никаким ответственным товарищам до этого не было дела, пока гром не грянул?
Пример из другой оперы — проект платных парковок, который уже 8 месяцев вызывает изрядное раздражение многих горожан. Его организаторы, пренебрегая здравым смыслом, решили поставить телегу впереди лошади. А иначе как назвать решение запустить проект до создания системы административных наказаний за несоблюдение придуманных чиновниками правил? Не говорю уже о куче других организационных нюансов, которые вызвали справедливую критику общественности. И опять же возникает вопрос о ФИО того, кто продавил эту сомнительную инициативу, так больно ударившую по имиджу муниципальной власти.
Порой кажется, что в нашей стране создана система коллективной безответственности чиновников и депутатов за свои управленческие решения. Причем на всех уровнях: от муниципального до федерального. Покрыты мраком тайны имена тех, кто запустил в народном образовании процессы, приведшие к тому, что сегодня всерьез рассматривается вопрос о том, чтобы сделать изучение русского языка в старших классах факультативным?! А это вполне может случиться, если авторы очередной образовательной реформы продавят идею об отмене обязательного экзамена по этому предмету для выпускников. Вообще-то в любой уважающей себя стране родной язык является стержневым для сохранения фундаментального культурного кода цивилизации. Но чиновников от образования такие вещи, похоже, не волнуют.
О том, что творится с нашей экономикой, вообще без слез сегодня говорить нельзя. Министры экономического блока медведевского правительства, когда встают утром с постели, уверен, первым делом смотрят на курс доллара и цену нефти. В этом, оказывается, соль нынешней экономической политики, а не в строительстве новых производств и модернизации старых предприятий, создании прорывных технологий и новых рабочих мест. Что можно ожидать от таких капитанов отечественной экономики во времена, когда финансовая подушка безопасности с каждым месяцем становится все тоньше?
Не могу не процитировать известного российского экономиста Михаила Делягина.
«Больше половины жителей России ощущают экономический кризис. По данным опроса фонда «Общественное мнение», об этом заявили 70% респондентов. 61% оценивает свое материальное положение как среднее, около трети — как плохое. Когда государство уничтожает экономику, это неминуемо коснётся всех. Скорее всего, число тех, кто ощущает кризис, увеличится до 90% к осени следующего года», — прогнозирует эксперт.
ПРЕДЕЛЫ ТЕРПЕНИЯ
Социальная напряженность в обществе ощутимо нарастает. Её усугубляют странные управленческие инициативы вроде внедрения в жизнь системы «Платон», что по всей стране привело к акциям протеста дальнобойщиков. Из той же оперы идея взимать на курортах сбор с туристов. Сей административный креатив родился в недрах министерства по делам Северного Кавказа, которое возглавляет бывший губернатор края Лев Кузнецов. Похоже, его ведомство решило, что россияне, волею геополитических игр отлученные от курортов Египта и Турции, вполне созрели для «стрижки шерсти» в отечественных здравницах. И вряд ли авторы этой идеи задумались, что в кризисную эпоху такой сбор станет очередными «двумя копейками» в общий котел недовольства действиями власти. Впрочем, и в бытность губернатором края Лев Владимирович редко задумывался о возможных политических последствиях своих управленческих решений.
Но неужели в социально-экономическом блоке федерального правительства не осталось людей, которые могли бы просчитывать хотя бы на два-три хода вперед эффект от своих действий? Или надеются, что астрономический президентский рейтинг дает им вечную индульгенцию на любую управленческую ошибку? Да, Путин уже несколько раз брал под защиту Медведева (кстати, по совместительству вождя «партии власти») и его доблестных министров, чья недееспособность уже стала очевидной не только для экспертов, но и для простых обывателей. Очевидно, что делает он это во многом вынужденно, дабы избежать волнений на внутреннем политическом море. Президент сейчас по понятным причинам сосредоточил свои основные силы и внимание на внешних вызовах. Но ведь и у Путина может лопнуть терпение от бесконечной череды неудач и бредовых инициатив чиновников, ответственных за решение социально-экономических проблем в России. Может, тогда мы все же узнаем ФИО многочисленных управленческих провалов?
Александр Чернявский
Подпишитесь: